Энтомологи СПбГУ открыли новый редкий вид усатого тропического клопа — Naked Science
СПбГУ

Энтомологи СПбГУ открыли новый редкий вид усатого тропического клопа

4.8

Международная группа ученых, в состав которой вошли представители Санкт-Петербургского университета, открыла новые род и вид клопа на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Его назвали Tatupa grafei и отнесли к семейству слепняков. Перед спариванием самцы этого вида катаются на спине у самок.

Tatupa grafei, самец (слева) и самка (справа) / ©Пресс-служба СПбГУ

Результаты исследования опубликованы в журнале ZooKeys. Клопы — огромная группа насекомых, правда, не все ее представители известны широкой аудитории именно как клопы. Например, в нее входит очень распространенная в России прудовая водомерка. «Чаще всего, когда речь заходит об этих насекомых, люди представляют себе кровососущих постельных клопов.

Они создают остальным клопам дурную славу, ведь большинство этих насекомых не кусается. Открытый нами клоп относится к семейству слепняков, и он также не питается кровью человека», — отмечает первый автор исследования, магистрант первого курса программы «Биология» СПбГУ Вероника Тыц.

Калимантан, также известный как Борнео, является третьим по величине островом в мире. Примерно один процент территории острова занимает государство Бруней-Даруссалам. Здесь находится парк Улу-Тембуронг, тропические леса которого остаются практически нетронутыми и сохраняют удивительное разнообразие флоры и фауны. Именно в этом месте участник исследования из брунейского Университета Джалан (Jalan Universiti, Brunei Darussalam) Клаас Дамкен собрал клопов, которые позже были отправлены в СПбГУ на определение.

«В этих сборах оказались очень важные для нас экземпляры. Внутри большого семейства клопов-слепняков есть подсемейство, которым я занимаюсь. Большинство его представителей крайне редко встречается в коллекциях. Дело в том, что в природе они обитают в лесной подстилке и ведут скрытный образ жизни. При этом выборка из Брунея оказалась сравнительно большой: в ней девять экземпляров, представляющих новый род Tatupa, который является монотипическим. Это значит, что к нему относится только один вид — Tatupa grafei. Велика вероятность, что клоп является эндемиком, то есть не обитает нигде, кроме острова Калимантан», — рассказывает Вероника Тыц.

Детальные фотографии Tatupa grafei / ©Пресс-служба СПбГУ

Tatupa grafei относится к сравнительно небольшой Rhinocylapus-группе, которая на сегодня включает 24 вида насекомых. Ее представители различаются по окраске и имеют огромные усы, которые часто оказываются в два раза длиннее тела. Клоп Tatupa grafei золотистого цвета и покрыт пятнышками. Примечательно, что у насекомых Rhinocylapus-группы сильно распространен половой диморфизм — самец может быть в два раза меньше самки. Перед спариванием такие самцы садятся на спину самки и какое-то время «катаются» на ней верхом.

«При этом у представителей Tatupa grafei самки и самцы одинакового размера. Длина их тела без антенн составляет приблизительно пять миллиметров. Конечно, это очень интересный вопрос: почему одной части представителей группы свойственен половой диморфизм, а другой — нет. В будущем хотелось бы найти ответ и на него», — отмечает Вероника Тыц.

Большинство аспектов поведения клопов Tatupa grafei неизвестно из-за чрезвычайной малочисленности его представителей. Часто насекомых находят там, где много грибов, растущих на гнилой древесине. Из-за этого возникло предположение, что клопы питаются грибами, однако насколько оно соответствует истине, еще предстоит выяснить. Также возможно, что клопы едят более мелких насекомых, которые в свою очередь питаются грибами. Третья версия состоит в том, что меню клопов может быть смешанным и состоять как из грибов, так и из насекомых. Ответ на эти вопросы может дать наблюдение за клопами Tatupa grafei в живой среде, однако провести его довольно сложно.

Название рода Tatupa — это случайный набор букв. Ученые долго не могли придумать ему подходящее имя. Важно было, чтобы ни одно животное не было названо так же. Кроме того, ученым нужно было выяснить, существует ли слово Tatupa в каких-либо языках и что означает. Оказалось, что оно встречается в Интернете всего один раз — в выпуске польской телевизионной игры, участники которой заняты тем, что выдумывают новые слова. Вид grafei назван так в честь брунейского профессора Улмара Графе, который оказал существенную поддержку ученым.

«Биоразнообразие планеты — это огромное богатство, которое мы, к сожалению, постепенно теряем. Важно находить и описывать новые виды живых организмов, чтобы сохранить их — если не в естественной среде обитания, то хотя бы в огромной базе знаний, созданной человечеством. При этом каждое из этих существ имеет определенную роль в глобальной экосистеме. И чем более разветвленными оказываются связи в ней, тем выше ее стабильность. Поэтому возможно, что маленький клоп, открытый нами, играет значительную роль в экосистеме острова Калимантан», — рассказывает Вероника Тыц.

Кроме нее в открытии и описании Tatupa grafei участвовал кандидат биологических наук, доцент кафедры энтомологии СПбГУ Федор Константинов. Другими авторами исследования стали уже упомянутый Клаас Дамкен, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института защиты растений Анна Намятова и сотрудник университета Джалан Родзей Вахаб.

Цветные фотографии Tatupa grafei были сделаны на кафедре энтомологии СПбГУ c помощью камеры, присоединенной к бинокулярному микроскопу. Остальные изображения были созданы с помощью сканирующего электронного микроскопа ресурсных центров Научного парка СПбГУ «Развитие молекулярных и клеточных технологий» и «Микроскопия и микроанализ». Существенную помощь ученым оказал их сотрудник Алексей Миролюбов.

Сейчас авторы публикации работают над ее продолжением, которым станет большая статья о филогении редких клопов из Rhinocylapus-группы. Исследователи планируют построить филогенетическое дерево, которое будет отражать предполагаемые эволюционные взаимоотношения организмов. Для этого был проведен морфологический анализ насекомых, а также анализ участков их ДНК. Что касается образцов, то семь из девяти предоставленных экземпляров вернутся на родину в Бруней, а другие два останутся в крупнейшей коллекции Зоологического института Российской академии наук. Исследование поддержано грантом Российского фонда фундаментальных исследований.

СПбГУ

Немецкое судостроительное предприятие Pella Sietas, принадлежащее российской «Пелле», заложило линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М2. Его будет эксплуатировать «Росморпорт».