• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.11.2021, 11:00
НИУ ВШЭ
2 179

Экономисты объяснили, почему продавцам на аукционе выгодно держать свою цену в тайне

❋ 4.2

Экономические модели прошлых лет показывают, что организаторам аукционов стоит открыто называть цену, ниже которой они не согласятся продать свой товар. Однако, как доказали исследователи из ВШЭ и Университета Торонто, в некоторых случаях оптимальна обратная стратегия.

Экономисты объяснили, почему продавцам на аукционе выгодно держать свою цену в тайне / ©Getty images / Автор: Ирина Мельникова

Результаты работы представлены на семинаре департамента теоретической экономики ВШЭ. Резервная (начальная, отправная) цена отражает мнение продавца о ценности товара и представляет собой минимальную сумму, при которой он согласится заключить сделку. На многих аукционах ее открыто называют до начала торгов, но нередко сохраняют в тайне, например на онлайн-аукционах, при продаже предметов искусства, недвижимости, природных ресурсов. В отличие от публично объявленной, тайная резервная цена может быть пересмотрена, если никто из покупателей не предложил цену выше.

Классические модели аукционов однозначно показывают, что сохранение резервной цены в тайне является проигрышной стратегией для продавца: в ожидании пересмотра цены участники аукциона будут стратегически занижать свои ставки. До сих пор оптимальной стратегией продавца считалось объявление резервной цены, исключающее возможность пересмотра. Однако эта стратегия основывается на предположении о независимости оценок продавца и покупателя друг от друга, которая как раз и нарушается в тех аукционах, где используются тайные резервные цены.

Авторы работы предложили новую модель, в которой оценки продавца и покупателя взаимозависимы и пересмотр дает продавцу возможность улучшить свое представление о ценности товара за счет доступа к ставкам участников аукциона, а значит, принять более обоснованное решение о продаже. «Любые активы, которые не падают или даже растут в цене (лес, предметы искусства, медали, ордена), подпадают под категорию, в которой можно назначать секретные резервные цены. Наверное, самый реалистичный пример — это продажа городской земли под застройку», — пояснил один из авторов работы, доцент факультета экономических наук ВШЭ Павел Андреянов.

Экономисты рассмотрели аукционы на примере продажи леса во Франции. Такие торги организует Национальное лесное управление (Office National des Forêts, ONF), оно же устанавливает резервную цену на каждый лот. Цена остается в тайне и может быть снижена (такое происходит примерно в 40% аукционов).

Вероятность пересмотра резервной цены зависит от количества полученных предложений и их распределения относительно отправной цены. Если ONF принимает решение не продавать участок по цене ниже резервной, поступившие предложения могут быть учтены при расчете резервной цены на повторном аукционе через год.

Особенностью этих аукционов является то, что продавец довольно приблизительно представляет себе состав и ценность лота (например, какие породы древесины есть на участке, в каком объеме и какого качества): отправные цены устанавливаются по итогам инспекций, и, так как ресурсы ONF ограничены, эти оценки не очень точны. Потенциальные покупатели могут и сами осмотреть участок, в результате они нередко обладают более достоверными сведениями о товаре.

Для расчетов исследователи использовали датасет, состоящий из сведений о продаже 2262 участков леса частным фирмам. Для каждого из них известны характеристики лота, цены, предложенные покупателями, отправная стоимость и итог торгов (был ли лот продан и за какую сумму). Всего на продажу было выставлено почти 14 тысяч гектаров леса общей стоимостью 15 миллионов евро.

Предложенная экономистами модель учитывает различия в точности информации, доступной продавцу и покупателям, и те правила, по которым ONF устанавливает и изменяет резервные цены. Авторы работы также смоделировали альтернативные ситуации, чтобы оценить влияние каждого из условий, положенных в основу модели.

Расчеты показали, что, пользуясь правом пересматривать резервные цены, продавец может существенно повысить эффективность перехода лесных участков в частные руки. Однако прибыль уменьшится за счет ожидаемой реакции игроков (снижения ставок) на регулярные пересмотры. Таким образом, повышенная эффективность тайных резервных цен сопровождается косвенным субсидированием покупателей за счет продавца. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

15 сентября, 11:30
РНФ

Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно