Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Дефектологи узнали об особенностях формирования мышления у детей с трудностями в обучении
Современная система инклюзивного образования подразумевает обеспечение равных возможностей для получения образования как для детей с трудностями в обучении, так и для детей без особенностей развития. Ученые МГППУ выявили особенности формирования интеллектуальных операций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, в том числе с нарушением письма.
Исследователи кафедры специального (дефектологического) образования МГППУ Людмила Тишина и Анастасия Андриашина выяснили, что у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) существуют качественные различия в формировании интеллектуальных операций, что связано с особенностями их когнитивного и речевого развития. Результаты исследования опубликованы в научном журнале «Клиническая и специальная психология»
Исследование проводилось с целью выявления закономерностей формирования интеллектуальных операций у учащихся третьих классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся по адаптированным образовательным программам. Выборку составили более 50 учащихся школ города Москвы. Все школьники получали коррекционную помощь согласно варианту адаптированной программы и индивидуальному образовательному маршруту. Исследование состояло из нескольких этапов и включало анализ психолого-педагогической документации, оценку письменных работ учащихся и диагностику операций мышления.
В процессе изучения письменных работ обучающихся ученые, проводившие исследование, фиксировали количество и типологию специфических ошибок, что позволило выявить схожесть проявления нарушений письма у школьников с ТНР и ЗПР. Далее исследователи МГППУ определяли уровень сформированности мыслительных операций на наглядном и вербальном материале. Для этого использовалась методика «Классификация предметов», адаптированная с учетом возрастных особенностей детей и требований школьной программы. На заключительном этапе был проведен сопоставительный анализ качества выполнения заданий учащимися с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и ЗПР (задержкой психического развития).
Анализ выполнения заданий показал, что дети с ТНР в основном испытывают трудности со словесным объяснением принципа классификации предметов, подбором обобщающих понятий, при классификации терминологической и абстрактной лексики. Учащимся с ЗПР характерны трудности как при работе с предметными картинками, так и со словесным материалом. Они чаще допускали ошибки при распределении предметов на группы, объяснении принципа их группировки.
Результаты исследования подтвердили наличие качественных различий в формировании компонентов мышления у младших школьников с трудностями в обучении. Учащиеся с ТНР показали более высокий уровень сформированности интеллектуальных операций на наглядном материале, но испытывали трудности при выполнении заданий на вербальном материале. В то же время ученики с ЗПР демонстрировали значительные затруднения как в наглядной, так и в вербальной деятельности.
Полученные результаты подчеркивают необходимость персонифицированного подхода к коррекции имеющихся у младших школьников индивидуально-типологических особенностей и выбору методов и приемов обучения детей с нарушениями развития, а также важность учета особенностей когнитивного и речевого развития при организации образовательного процесса.
Первое поколение людей, в жизни которых технологии заняли значительное место, уже приблизилось к солидному возрасту. Как использование гаджетов повлияло на их когнитивные способности? На этот вопрос ответили исследователи из двух американских университетов.
В биомедицинских исследованиях алгоритмы машинного обучения часто используются для анализа данных, например для предсказания рецидива рака. Однако не всегда ясно, находят ли эти алгоритмы значимые закономерности или подстраиваются под случайные шумы в данных. Ученые из НИУ ВШЭ, ИБХ РАН и МГУ разработали тест, который позволяет определить эту разницу. Он может стать важным инструментом для проверки надежности алгоритмов в медицине и биологии.
Под впечатлением от все более широких возможностей систем искусственного интеллекта некоторые пользователи готовы проводить часы за общением с голосовыми ИИ-ассистентами или текстовыми чат-ботами. Неудивительно, что в результате таких контактов ИИ перестает восприниматься как бездушная технология, а начинает казаться заслуживающим доверия собеседником, практически другом или даже чем-то большим. Настолько, что сюжет фильма «Она», в котором главный персонаж в исполнении Хоакина Феникса влюбился в ИИ-личность по имени Саманта, уже не выглядит таким фантастическим. Тенденция вызывает тревогу: международная группа психологов предупредила, что углубление отношений с ИИ до уровня романтических несет серьезные риски — вплоть до разрушения человеческих связей и суицидов.
Биофизики выявили общие закономерности в коллективном движении клеток, которые сохраняются у бактерий, животных и человека. Клетки демонстрируют скрытую симметрию, известную как конформная инвариантность, в своих вихревых узорах. Это открытие указывает на существование универсальных физических принципов, управляющих живой материей.
Первое поколение людей, в жизни которых технологии заняли значительное место, уже приблизилось к солидному возрасту. Как использование гаджетов повлияло на их когнитивные способности? На этот вопрос ответили исследователи из двух американских университетов.
Крупная пустыня Тар в XXI веке показала рост площади листвы на 38%. До сих пор ученые не понимали, какие именно события к этому привели. Индийские исследователи попробовали ответить на этот вопрос, но вряд ли он устроит всех их коллег.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии