• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.06.2024, 11:00
НИУ ВШЭ
241

В НИУ ВШЭ узнали, что каждая ступень высшего образования дает прибавку к зарплате в 20 процентов

❋ 4.4

Высшее образование в России приносит заметную финансовую отдачу. Прибавка к зарплате выстроена ступенчато: магистры зарабатывают на 20 процентов больше бакалавров, а бакалавры и специалисты — на 20 процентов больше людей со средним профессиональным образованием. К таким выводам пришли сотрудники факультета экономических наук ВШЭ.

В НИУ ВШЭ узнали, что каждая ступень высшего образования дает прибавку к зарплате в 20 процентов / © RUT MIIT, unsplash.com

Работа опубликована в Journal of Economic Studies. Высшее образование играет ключевую роль в формировании человеческого капитала, который необходим для ускорения экономического роста. Кроме того, образование важно и на личном уровне, ведь оно позволяет значительно увеличить доходы. Ранние исследования измеряли вклад количества лет, потраченных на обучение, в зарплату. Позже исследователи выяснили, что более высокие уровни образования дают бóльшую отдачу на рынке труда. Но при изучении российского опыта не учитывали ступенчатую систему образования, которая в явном виде появилась в 2003 году после введения бакалавриата и магистратуры.

Доцент факультета экономических наук ВШЭ Богдан Потанин и старший преподаватель факультета экономических наук ВШЭ София Долгих посчитали зарплатную премию для каждой ступени высшего образования. Они проанализировали данные РМЭЗ по почти 9000 человек с 2019 по 2021 год. Были изучены люди в возрасте от 25 до 39 лет с разными уровнями образования и рабочим стажем. Такие возрастные границы позволили исключить из расчета тех, кто получил высшее образование до появления многоуровневой системы. Затем исследователи построили многоступенчатую модель Хекмана: сначала рассчитали факторы, которые влияют на получение определенного уровня образования, потом переменные занятости, а после вычислили факторы, вносящие вклад в уровень заработной платы. Авторская модель позволила исключить влияние, которое оказывают личные навыки и таланты человека, и рассчитать премию именно за дополнительную ступень образования.

Исследование показало значительную зарплатную премию для всех уровней высшего образования. При этом мужчины, получившие более высокий уровень образования, получают бóльшую прибавку к зарплате в процентах, чем женщины. Так, магистры-мужчины зарабатывают на 17 процентов больше, чем специалисты, женщины — на 10 процентов. А по сравнению с бакалаврами магистры зарабатывают на 25 процентов больше, если это мужчины, и на 18 — если женщины. Больше зарабатывают и специалисты: их доходы на семь процентов выше, чем у бакалавров. Причем важную роль здесь играет и качество вуза, в котором обучается студент: выпускники ведущих вузов получают устойчивую зарплатную премию по сравнению с выпускниками менее престижных учебных заведений. Вероятно, эти различия характерны не только для высшего образования в целом, но и для его отдельных уровней.

А вот в случае профессионального образования, которое помогает получить прикладные навыки для работы в сфере услуг или производства, женщины получают бóльшую прибавку, чем мужчины: 16–17 процентов против семи.

Исследование показало, что отдача от образования выстроена ступенчато: магистры получают больше специалистов, а специалисты — больше бакалавров. По мнению авторов, все образовательные уровни имеют ценность, их нельзя считать декоративными. Более высокую зарплату получают выпускники всех специальностей.

«Ступени высшего образования выступают как сигнал для работодателя и помогают ему лучше дифференцировать работников по уровню навыков и компетенций. А значительно более высокие доходы магистров по сравнению со специалистами говорят о том, что, возможно, следовало бы дать возможность получить этот уровень образования на бюджетной основе всем желающим. Хотя даже платное высшее образование в конце концов окупится. Поскольку зарплатная премия за различные уровни образования достаточно высока, то в значительной части случаев подобные расходы окажутся оправданными», — считает Богдан Потанин.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

1 ноября, 14:20
Игорь Байдов

Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.

1 ноября, 08:50
Любовь С.

Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.

29 октября, 09:27
Полина Меньшова

Владельцы домашних животных нередко «очеловечивают» их и окружают заботой так же, как маленьких детей. Кажется, что такое внимание должно помочь питомцам прожить долгую счастливую жизнь и уберечь их от болезней, однако ученые заметили противоположный эффект. Его в новой книге описала международная команда ветеринаров.

30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно