Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Алюминий, ртуть, формальдегид и еще три «опасных» компонента вакцин: нужно ли их бояться?
Мир антипрививочных мифов весьма обширен, и регулярно появляются новые. Подробно объясняя, почему та или иная информация о прививках — фейк, можно написать не одну книгу. Например, один из самых больших страхов — это наличие в вакцинах вспомогательных веществ, таких как алюминий, ртуть или формальдегид. Вместе с советником по науке холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, доктором медицинских наук Игорем Никитиным развенчиваем закоренелые мифы об опасностях этих компонентов для здоровья и жизни.
Мы можем часто слышать о том, что в вакцинах содержатся различные вещества, среди которых немало токсичных соединений, способных нанести вред здоровью ребенка. Отчасти это правда, как и то, что все существующее в нашем мире токсично и потенциально опасно. Отравиться можно даже кислородом и водой — все зависит от доз. Поэтому дозировки всех компонентов вакцин тщательно выверены, а их безопасность доказана многочисленными научными исследованиями.
Какие же вещества присутствуют в вакцинах, помимо антигенов, и зачем их туда помещают? В первую очередь это стабилизаторы, которые помогают антигенам не портиться в процессе транспортировки и хранения; адъюванты, усиливающие реакцию иммунной системы и помогающие ей лучше «запомнить» возбудителя; консерванты, защищающие препарат от бактерий и грибков. Названия некоторых из этих соединений звучат пугающе для уха обывателя. Но на самом деле они не опасны.
В процессе производства вакцин используют клеточный культуральный материал (например, куриные яйца для выращивания возбудителей), антибиотики, вещества, уничтожающие патогенные микроорганизмы. Все эти соединения удаляют из готового препарата, и впоследствии можно обнаружить лишь их следовые количества. Они тоже не способны нанести вред здоровью. Поговорим о некоторых распространенных компонентах вакцин и о том, почему их не стоит бояться.
Алюминий
Этот металл окружает человека буквально повсюду — он третий по распространенности в окружающей среде химический элемент и первый среди металлов. Он присутствует в почве, воде, воздухе, растениях, потребительских товарах, продуктах питания и многих медикаментозных препаратах.
В вакцинах соли алюминия используют в качестве адъюванта — вещества, усиливающего иммунный ответ. Они связываются с антигенами и заставляют их дольше оставаться в организме. Это свойство было обнаружено еще в 1926 году. В настоящее время алюминий используют во многих вакцинах: против пневмококков, возбудителей дифтерии, столбняка и коклюша, вирусных гепатитов A и B, гемофильной палочки, вирусов полиомиелита и папилломы человека.
Алюминий часто называют «мертвым» металлом, потому что он практически не участвует в обмене веществ у человека (хотя и выполняет в организме некоторые важные функции). Тем не менее в высоких дозах он может вызвать отравление. Ключевое словосочетание тут — «в высоких дозах». Насколько же они высоки в вакцинах? Лучше всего это показать в сравнении. Согласно некоторым данным, в организм взрослого человека ежедневно поступает от семи до девяти миллиграммов алюминия, а в организм малыша в течение первых шести месяцев жизни — семь миллиграммов при грудном вскармливании и около 38 — при кормлении смесями. И это безопасно для здоровья. С вакцинами же за первые семь лет жизни ребенок получает 3,6 миллиграммов алюминия суммарно.
Таким образом, по логике людей, распространяющих миф о вреде алюминия в вакцинах, бояться нужно в первую очередь не прививок, а грудного молока и смесей для искусственного вскармливания — ведь в них «дозы» выше.
Формальдегид
Это вещество со страшным названием, которое содержится во многих вакцинах, например, АКДС. Его используют в качестве консерванта, чтобы инактивировать вирусы и бактериальные токсины.
В интернете можно найти много информации о том, что формальдегид — страшный яд: он негативно влияет на репродуктивную систему и генетический материал, токсичен для глаз, кожи, головного мозга, способствует развитию рака носоглотки и других онкологических заболеваний. Правда, авторы таких страшилок забывают упомянуть, что опасны только высокие дозы, а в низких формальдегид присутствует в организме каждого человека и необходим для синтеза аминокислот, ДНК, обмена веществ.
В одном миллилитре крови каждого человека, в том числе маленького ребенка, присутствует около 2-3 микрограммов формальдегида. Зная, что средний вес двухмесячного ребенка составляет около пяти килограммов, и на каждый килограмм приходится 85 миллилитров крови, несложно подсчитать, что во всем организме малыша содержится 1,1 миллиграммов формальдегида. А в одной дозе различных вакцин — от менее чем 0,005 до менее чем 0,1 миллиграмма. В большинстве же случаев разница будет в 1000–1500 раз. Получается, что в этом смысле кровь ребенка более «токсична», чем любая прививка. А дополнительная доза формальдегида во время вакцинации станет лишь каплей в море.
Тиомерсал
Он же мертиолят — соединение, содержащее ртуть. В вакцинах его используют, как и формальдегид, в качестве консерванта, так как он обладает антисептическими и противогрибковыми свойствами. Тиомерсал стал главной пугалкой антипрививочников: утверждается, что именно из-за него у детей после вакцинации развивается аутизм. На этом вопросе мы не будем останавливаться подробнее: вакцины не способствуют развитию аутизма, это доказано многочисленными исследованиями, и на эту тему опубликовано немало статей.
Но ведь это не отменяет того, что ртуть — ядовитый металл? Возможно, она вредит организму ребенка, даже если ее вводить в минимальных дозах? На эту тему тоже были проведены научные исследования. В 2001 году их результаты проанализировали западные специалисты и пришли к выводу, что тиомерсал в вакцинах безопасен. Единственные нежелательные эффекты, которые он может вызвать — временное покраснение и отечность кожи в месте, где сделана прививка. В 2004 году другая группа ученых также заявила, что тиомерсал в малых дозах не токсичен и нет никаких оснований для того, чтобы отказаться от него при производстве вакцин.
То, как мертиолят ведет себя после попадания в организм человека, тоже довольно хорошо изучено. В первую очередь стоит понимать, что это не та же самая ртуть в чистом виде, которая может вытечь из разбившегося ртутного термометра. Речь идет об органическом соединении ртути.
Одно из подобных соединений присутствует в природе — это метилртуть. Она содержится в некоторых рыбах, например, тунце, может попасть в организм человека и вызвать отравление. Мертиолят из вакцин, попав в тело человека, распадается на этилртуть и тиосалицилат. Оба соединения быстро выводятся из организма, не накапливаются в нем и потому не опасны.
Несмотря на все эти доводы, производители вакцин в современных развитых странах стараются отказываться от применения тиомерсала. На то есть две основные причины. Во-первых, в национальных прививочных календарях появляется все больше новых прививок, поэтому суммарную дозу адъювантов и консервантов, которые получит организм ребенка, стараются сократить. Во-вторых, мифы о тиомерсале настолько сильно укоренились среди населения, что производители своим отказом от этого соединения просто стараются всех успокоить и мотивировать сомневающихся сделать прививки.
Яичный белок
Аллергиков часто пугают яичным белком в вакцинах. Якобы если ввести такой препарат, то он обязательно вызовет сильную аллергическую реакцию, вплоть до анафилаксии и фатального исхода. Для начала стоит разобраться, откуда в вакцинах вообще берется яичный белок. Дело в том, что некоторые вакцинные штаммы вирусов выращивают в куриных эмбрионах. Потом препараты проходят тщательную очистку, но небольшие количества яичного белка все же остаются. Так, например, производят вакцины против гриппа, желтой лихорадки и бешенства.
Для примера рассмотрим противогриппозные вакцины (к слову, не все они производятся с использованием яиц). Исследования показывают, что даже для большинства аллергиков они безопасны. Так, врачи дают такие рекомендации. Люди, у которых после контакта с яйцами была крапивница, могут прививаться, как и все остальные, в обычных условиях. У них развитие аллергических реакций маловероятно. Люди, у которых были более сильные аллергические реакции на яйца (ангионевротический отек, рецидивирующая рвота, дыхательный дистресс, анафилаксия), тоже могут прививаться, но с соблюдением некоторых мер предосторожности.
Прививку нужно делать в условиях стационара или амбулаторно, если медработники могут в течение некоторого времени наблюдать за состоянием пациента, обучены оказывать первую помощь при тяжелых аллергических реакциях, и в прививочном кабинете для этого есть все необходимые препараты.
И только если у человека случилась аллергическая реакция непосредственно на прививку против гриппа, в дальнейшем вакцинация противопоказана. Причем не важно, был ли «виновен» в реакции яичный белок или другое вещество.
Антибиотики
Еще один компонент вакцин, на который могут развиваться аллергические реакции – антибиотики. Их используют, чтобы предотвратить бактериальное осеменение препаратов в процессе производства. Многие опасаются, что такие прививки опасны для аллергиков, а еще часто можно услышать, что лишний раз вводить в организм антибактериальные препараты вообще не очень хорошо: они нарушают микрофлору, способствуют нарастанию антибиотикорезистентности. Эти страхи разбиваются о три ключевых аргумента. Во-первых, от антибиотиков, как и от яичного белка, готовые препараты тщательно очищают. В итоге остаются лишь их следовые количества, поэтому вопросы с дисбактериозом и антибиотикорезистентностью сразу отпадают. Во-вторых, не все антибиотики одинаково опасны в плане аллергических реакций. Аллергию чаще всего вызывают пенициллины, цефалоспорины, сульфаниламиды. При производстве вакцин их не используют.
В-третьих, два предыдущих пункта подтверждаются на практике. На данный момент не известно ни одной серьезной аллергической реакции, вызванной антибиотиками в вакцинах. До сих пор о такой возможности можно лишь теоретизировать. Все факты указывают на то, что современные рекомендации и требования по вакцинации вполне достаточны, и новых, надуманных, изобретать не стоит. При соблюдении уже существующих правил вероятность анафилаксии составляет 1,31 случая на миллион введенных доз вакцин. Да, это не ноль, но ведь тяжелая аллергия может развиться и на многое другое, от этого никто не застрахован. Не говоря уже о том, как много жизней уносят инфекции без вакцинации.
«Чужая» ДНК
Вирусы для вакцин можно выращивать не только в яйцах, но и в человеческих, животных эмбрионах. Что и практикуется при производстве ряда препаратов, таких как некоторые вакцины против ветряной оспы, краснухи, гепатита А и бешенства. У многих людей эти технологии вызывают панику, сравнимую с той, что внушают ГМО. Ведь в препаратах остается «чужая» ДНК, и неизвестно, как она себя поведет. А если этот чужеродный генетический материал встроится в хромосомы и вызовет рак или другое страшное заболевание? У ученых есть веские основания для уверенности, что эти опасения беспочвенны.
Главный аргумент в том, что ДНК в целом очень уязвима к разным химическим соединениям. Она разрушается в процессе производства вакцин, и в препарат попадают лишь ее короткие нежизнеспособные фрагменты. Они не могут встраиваться в гены и менять работу клеток. Для такого нужен сложный аппарат, как у вирусов. Из-за этого ученым, которые занимаются генной инженерией, зачастую стоит немалого труда встроить часть ДНК одного организма в другой. Вероятность того, что это произойдет случайно, стремится к нулю.
Были проведены исследования, во время которых ученые выстраивали модели и проводили эксперименты на животных. Вердикт таков: чтобы «чужая» ДНК смогла повысить риск развития онкозаболеваний, ее нужно в миллионы и триллионы раз больше, чем содержится в вакцинах. Каждый компонент вакцин, помимо антигенов, включен в них не просто так и выполняет определенную полезную функцию. Безопасность каждого ингредиента тщательно контролируется и проверена во многих исследованиях. Если бы какие-то соединения были действительно опасны, то это сразу бы заметили: ведь прививки регулярно делают миллионам людей по всему миру. Поэтому не стоит верить страшилкам из интернета.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии