Химики опровергли закон Кулона супрамолекулой из двух анионов
07.10.2016

Химики опровергли закон Кулона супрамолекулой из двух анионов

Химики из Университета штата Индиана экспериментально доказали возможность димеризации стабильной супрамолекулы из двух гидроксид-анионов вопреки закону Кулона. Результаты работы представлены в журнале Angewandte Chemie.

Закон Кулона — закон, описывающий силы взаимодействия между неподвижными электрическими зарядами. Ключевым постулатом закона является утверждение о том, что между двумя молекулами с одинаковым зарядом неизбежно возникают силы отталкивания, что делает существование соединений только из катионов или только из анионов невозможным. Закон Кулона был открыт в 1785 году.

В новой работе ученые попытались связать анион бисульфата (HSO4) с парой C5-симметричных макроциклов — молекул, синтезированных ими в 2013 году, — путем молекулярной инкапсуляции. Однако вместо связывания макроциклов с одной молекулой бисульфата результатом эксперимента стал димер бисульфата на основе самокомплементарной антиэлектростатической водородной связи.

«Исследование стало открытием, его итоги могут привести к пересмотру устоявшейся точки зрения на супрамолекулярные ионы. Полагаю, это положит начало чему-то новому и значительному в данном направлении», — сообщил соавтор работы Джонатан Сесслер (Jonathan Sessler).

Реальность димеров на основе анионов бисульфата может способствовать поиску решений ряда экологических проблем. Его ионно-экстракционные свойства могут использоваться для удаления сульфат-ионов из азотнокислых отходов предприятий радиохимической и химической промышленности. Кроме того, новая супрамолекула может применяться для ликвидации фосфат-ионов.

Сейчас одним из способов обработки сульфатного осадка радиоактивных отходов является стеклование — это снижает объем отходов на 85–95 процентов. Помимо отходов, такие соединения накапливаются в водоемах в результате окисления органических веществ. Избыток в водоемах фосфат-ионов связан с применением человеком фосфорных удобрений и моющих средств.