Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека

Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека

За последние пару лет исследователи начали встречать у пациентов, которые перенесли трансплантацию кишечника, наличие так называемой кровяной химеры — производство собственных клеток крови, соседствующих с клетками донора. Результаты работы ученых потенциально могут облегчить последующие пересадки.

Долгое время единственным местом, где в человеческом организме производятся новые клетки крови, считался костный мозг, однако открытие американских ученых говорит о том, что наш кишечник также содержит гемопоэтические стволовые клетки, которые играют роль ранних предшественников клеток крови. Исследование опубликовано в Cell Stem Cell.

Доподлинно не известно, сколько именно крови продуцирует ткань кишечника, но ученые предполагают, что показатель может доходить до 10 процентов всего объема крови в организме.

Сохранение кровяных клеток можно ожидать так или иначе почти от любого трансплантированного органа, но донорские клетки, наблюдаемые учеными, оставались достаточно долго, что показалось им весьма странным. Чтобы узнать, что происходит с инородными клетками в течение длительного времени, первооткрыватели этого странного вторичного источника следили за 21 пациентом с трансплантацией кишечника в течение пяти лет.

В ходе наблюдений им не только удалось обнаружить чужеродные гемопоэтические стволовые клетки и клетки-предшественники (HSPC) в слизистой оболочке кишечника донора, но и идентифицировать их в участке тонкого кишечника, печени и лимфатических узлов. Более того, со временем эти клетки постепенно заменялись собственными кроветворными тканями реципиента.

Поначалу это всерьез взволновало ученых. Белые кровяные клетки — «пехота» иммунитета человека, оно атакует инородные тела, которые попадают в их поле зрения. Пересаженный орган не воспринимается ими как нечто чужеродное, поэтому для подавления иммунного ответа необходимы мощные препараты, противостоящие отторжению. Кроме того, в подобной ситуации возможна и так называемая реакция «трансплантат против хозяина», связанная с иммунным конфликтом между клетками донора и реципиента. Как оказалось, противоположные фракции белых клеток каким-то образом смогли «договориться».

«В своем исследовании мы показываем, что существует некий иммунный перекрестный диалог между двумя наборами клеток крови, который защищает трансплантат от иммунной системы пациента и пациента — от трансплантации», — говорит лидер исследовательской группы Меган Сайкс (Megan Sykes) из Колумбийского центра трансляционной иммунологии.

Графическое изображение кровяных клеток донора и рецепиента / © Megan Sykes

Пересадки аллотрансплантатов кишечника имеют высокий уровень отказов — около 50 процентов в течение первых пяти лет. Учитывая высокую нагрузку лимфатической ткани в органе, у пяти-девяти процентов пациентов может произойти реакция «трансплантата против хозяина». Подобные исследования позволят узнать больше об этом процессе и принести ощутимую пользу для будущих трансплантаций.

Европейцы считают запах духов «Шанель» приятным, а папуасы Новой Гвинеи терпеть его не могут, зато обожают аромат свиного жира. Почему разные культуры оценивают запах по-своему, какую роль в нашей жизни играют ароматы, как мы выбираем партнера, опираясь на собственный нюх, и почему супружеским парам не стоит спать под одним одеялом? Об этом – в нашем материале.

Десантный транспорт-док типа San Antonio испытал установленную на его борту мощную лазерную установку Laser Weapon System Demonstrator (LWSD) Mk 2 Mod 0: в ходе тестов был успешно уничтожен беспилотник.

Британские специалисты спасли женщину, в крови которой концентрация кофеина превышала летальную почти вдвое.

Новый препарат, который, по мнению его создателей, может помочь остановить пандемию раньше и эффективнее, чем вакцинация, подошел к стадии клинических испытаний.

Если сегодня вам, допустим, 30 лет, то за вашу жизнь население планеты уже дважды «добавляло» очередной миллиард. Когда вам было десять лет в 1999 году, население планеты достигло шести миллиардов. В 2011 году, когда вам исполнилось 22 года, была преодолена планка в семь миллиардов человек. Сегодня нас 7,7 миллиарда. Что же будет, когда пройдет еще 30 лет? По оценкам ООН, уже через пять лет, если динамика роста численности населения не претерпит разительных изменений, на планете появится восьмимиллиардный житель. А дальше что? Перенаселение, нехватка воды и пищи, не говоря уже о прочих ресурсах, и волны беженцев? Или все, на самом деле, не так страшно?