01.09.2022
Михаил Орлов
34 407

Ученые предложили отравить бандикутов, чтобы их не могли съесть кошки

3.5

Австралийские ученые собираются вживлять кроличьим бандикутам — мелким млекопитающим, численность которых сокращается — капсулы с ядом под кожу. Такие импланты безвредны для самих зверьков, зато могут убивать инвазивных хищников вроде кошек, если те съедят отравленную добычу.

Большой кроличий бандикут Macrotis lagotis
Большой кроличий бандикут Macrotis lagotis / © Dcoetzee

Австралия — континент, которые давно не связан с другими массивами суши. В результате там сложились своеобразные экосистемы, в которых встречаются однопроходные млекопитающие и множество сумчатых.

После прибытия в Австралию европейцев на материке оказались животные Старого Света, многие из которых одичали и стали опасными инвазивными видами. Среди них — кошки, лисы и некоторые другие. Аборигенная фауна встретилась с новыми врагами, к которыми оказалась не готова. В итоге сейчас Австралия имеет самый быстрые темпы вымирания млекопитающих: с лица Земли уже исчез 31 местный вид.

Тем временем местные ученые рассматривают самые разные способы изменить ситуацию, подчас довольно радикальные — в том числе восстановление популяций сумчатого хищника, недавно вымершего тилацина. В новом выпуске журнала ACS Applied Polymer Materials описано другое, не меньшее ухищрение.

Авторы предлагают зашивать под кожу кроличьих бандикутов Macrotis sp. (небольших сумчатых, напоминающих мышей с длинным рыльцем) отравленные капсулы. Суть идеи — в использовании такого яда, который не повредит бандикутам (численность которых сокращается), но убьет кошек и других инвазивных хищников, поедающих бандикутов.

Диких австралийских кошек хотят отравить / © Andrew Cooke

Выбор ученых остановился на веществе под названием «яд 1080» (poison 1080) — флуороацетате натрия. Это природное соединение, синтезируемое некоторыми австралийскими растениями, так что местные животные успели к нему адаптироваться. В то же время кошки быстро погибают даже от малой дозы 1080.

Для доставки коварной отравы использовали особые импланты, вживляемые под кожу жертвы. Такие капсулы показали высокую инертность и безопасность для аборигенных сумчатых, зато при попадании в желудочно-кишечный тракт инвазивного хищника (в этом случае — кошки) они высвобождают свое содержимое. Процесс запускает кислая реакция их желудочного сока.

Первые испытания этого необычного подхода должны произойти на опытном участке. Часть естественного ареала бандикутов обнесли забором и нескольким проживающим за ним зверькам зашили яд, после чего выпустили обратно. К несчастью, авторам крупно не повезло со временем: когда все было готово к эксперименту, началось нашествие мышей — окрестности заполонили миллионы зверьков, которые для Австралии не менее инвазивны, чем кошки.

Имея такое изобилие жертв, хищники, разумеется, не обращали внимание на отравленных представителей аборигенной фауны. Однако взрыв численности грызунов закончился, и, вероятно, вскоре перспективы этого замысла можно будет оценить в деле.