11.10.2022
Анна Новиковская
3 084

Тропическое растение «приручило» клопов-вредителей с помощью особого ингредиента своего нектара

5.0

Обычно присутствие клопов не означает для растения ничего приятного, ведь эти насекомые обожают высасывать соки из листьев и цветов. Однако американский сингониум смог решить эту проблему радикальным образом, превратив посещающих его цветы вредителей в союзников.

Клоп на цветке — плохая новость для любого растения, но не для сингониума / © medienportal.univie.ac.at / Автор: Татьяна Соловьёва

Сегодня покрытосеменные, или цветковые растения — многочисленный и процветающий класс, представителей которого можно встретить на всех земных континентах. Одно из основных преимуществ покрытосеменных в сравнении с другими представителями растительного царства — их симбиотические отношения с насекомыми, которые помогают переносить пыльцу с цветка на цветок.

Однако о том, как возникли эти отношения между растениями и опылителями, ученые пока не знают. Одна из гипотез гласит, что первоначально насекомые посещали цветы с совершенно иной целью — чтобы полакомиться питательной пыльцой, но в процессе совместной адаптации растения «приручили» вредителей, предложив им вместо драгоценной пыльцы сладкий нектар. И, судя по результатам изучения одного американского растения, именно так все и происходило.

Сингониум, вечнозеленая лиана, приходящаяся дальней родней каллам, в основном опыляется различными ночными видами жуков. Но один вид, Syngonium hastiferum, вместо этого начал приманивать на свои цветы… клопов. И если все прочие сингониумы терпят от них лишь убытки — ведь клопы поедают пыльцу и повреждают ткани цветка, — то Syngonium hastiferum превратил вредителей в опылителей.

Для этого ему пришлось пойти на ряд ухищрений: выделять самый интенсивный запах нектара не вечером, а утром, приманивая дневных насекомых, а пыльцевые зерна покрыть оболочкой с множеством шипиков, которые цепляются за мягкие надкрылья клопов куда лучше, чем за жесткие надкрылья жуков. Также в нектаре Syngonium hastiferum ученые выявили уникальное химическое соединение, названное гамбанолом, которое и отвечало за приманивание клопов на цветы.

Кормящиеся на цветке Syngonium hastiferum клопы неминуемо съедят часть пыльцы, однако унесут с собой намного больше / © 10.1016/j.cub.2022.09.013

Возможно, миллионы лет назад, когда покрытосеменные растения только появились на Земле, они пошли на те же уступки, привлекая опылителей: в то время как для одних посещающие их насекомые были лишь нахлебниками и вредителями, для предков всех современных цветковых они оказались бесценными союзниками.