22 апреля
138 988

Подтверждена связь между скоростью ходьбы и длиной теломер

4.8

По мнению авторов нового исследования, если человек привык ходить быстро, то, согласно самым смелым подсчетам, по биологическому возрасту он будет на 16 лет моложе того, кто обычно передвигается медленно.

© Giphy

Исследователи из Лестерского университета и Лестерской больницы общего профиля (Великобритания) изучили данные 405 981 человека, хранившиеся в Британском биобанке, и подтвердили, что более быстрый темп ходьбы, вне зависимости от общего уровня физической активности, связан с длиной теломер — концевых участков хромосом, считающихся маркером биологического возраста. Результаты работы опубликованы в журнале Communications Biology.

Ходьба — простая и доступная форма физнагрузки для людей любого возраста. Ученые давно заявляют, что ходьба не только в целом полезна, но еще снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от всех причин, а если ежедневно прогуливаться в более быстром темпе, то можно даже увеличить продолжительность жизни. Однако до конца не было понятно, как скорость ходьбы связана с показателями биологического возраста, отражающего степень развития и зрелости организма.

Теломеры представляют собой комплекс из теломерной ДНК и связанных с ней белков, они защищают концы хромосом от деградации, слияния и аномальной рекомбинации нитей ДНК. Теломерные участки постепенно укорачиваются при каждом делении клетки, способствуя репликативному, или клеточному старению (обусловлено потерей способности клетки к делению). Помимо этого, укорочение теломер регулируется такими факторами, как окислительный стресс и воспаление.

Как предполагали авторы предыдущих исследований, существует связь между высоким уровнем физической активности и выносливости с более длинными концевыми участками хромосом: следовательно, физнагрузка через удлинение теломер помогает замедлять биологическое старение. Но, по мнению ученых из Лестера, большинство работ на эту тему, в которых участвовали люди, были некрупными и в полной мере не рассматривали причинно-следственную связь между простым видами физнагрузки вроде ходьбы и длиной теломер.

Средний возраст участников Британского биобанка, генетическая информация из которого легла в основу нового исследования, составил 56,5 года, индекс массы тела — 27,2, 54% — женщины, 95% — белые. Примерно половина участников (212 303 человека, 52,3%) сообщили, что они ходят «на средней скорости», 6,6% (26 835) — медленно, 41,1% (166 843) — в быстром темпе. По сравнению с теми, кто не спешит, люди из первой и третьей группы были немного моложе, с большей вероятностью никогда не курили и с меньшей вероятностью принимали лекарства для снижения уровня холестерина или кровяного давления, реже имели хронические заболевания либо были ограничены в движении. Среди «медленных» чаще встречались страдающие ожирением и склонностью к употреблению алкоголя.

«У тех, кто ходит в среднем или быстром темпе, теломеры были значительно длиннее, чем у тех, кто ходит медленно», — пишут исследователи. Вторичный анализ, в котором учитывали данные с акселерометра, показал, что если выполнять большую часть ежедневной физической активности с более высокой интенсивностью, то концевые участки хромосом будут длиннее. Связь сохранялась и после учета других факторов.

«Мы обнаружили доказательства того, что темп ходьбы имеет причинно-следственную связь с длиной теломер. В зависимости от смоделированной разницы в темпе ходьбы (от медленного темпа к среднему или от среднего к быстрому) наблюдалось увеличение стандартного отклонения длины теломер на 0,192 и на 0,226 до и после учета индекса массы тела соответственно», — добавляют ученые. По их подсчетам, разница в биологическом возрасте между быстроходящими и медленноходящими составляет 16 лет, хотя скорректированный анализ дает разницу в два года.

В дальнейшем исследователи планируют подтвердить, способны ли поведенческие вмешательства, направленные на увеличение скорости ходьбы либо повышение интенсивности физической активности, замедлять деградацию теломер.