03.11.2023

Шимпанзе используют высоты для разведки и наблюдения за соперниками

5.1

Ученые из Великобритании обнаружили, что наши ближайшие родственники способны вести «тактическую разведку», забираясь на вершины холмов.

Шимпанзе прислушиваются к звукам приматов из соседней группы
Шимпанзе прислушиваются к звукам приматов из соседней группы / © phys.org / Автор: Visellia Orfius

Тактическое использование возвышенностей до сих пор считалось уникальным для человеческого вида. Хотя известно, что те же сурикаты тоже забираются на небольшие холмы и смотрят в разные стороны, но таким образом они отслеживают приближение хищников. А вот использование «высот» для оценки рисков межгруппового конфликта среди животных пока не наблюдалось.

При этом именно тактические боевые действия считаются одной из движущих сил, которые сыграли роль в эволюции человека. И вот, ученые из Кембриджского университета (Великобритания) показали, что на это способны и наши ближайшие родственники — шимпанзе. Выводы представлены в журнале PLOS Biology.

Работу проводили на базе исследований двух соседствующих групп приматов (каждая состояла примерно из 30-40 особей), обитающих в западноафриканских лесах Кот-д’Ивуара. В течение трех лет, с 2013 по 2016 год, ученые наблюдали за тем, как обезьяны передвигались по местности, пересекая в том числе границу соседей, где время от времени происходили стычки. Было сделано более 21 тысячи записей о движениях животных.

Исследователи заметили: когда шимпанзе подходили к приграничной территории, то более чем в два раза чаще взбирались на ближайший холм, чем в те моменты, когда направлялись вглубь местности, которая относилась к их группе. При этом, находясь на возвышенности, приматы, как правило, старались не шуметь (не издавали громких звуков). По мнению ученых, это позволяло им слышать отдаленные звуки соперничающей группы.

Чем дальше находились представители последней, тем выше был шанс того, что чужак-примат пересечет «запретную зону» соседей. Так, вероятность «вторжения» на территорию противника увеличивалась с 40 процентов, когда соперники находились на расстоянии 500 метров, до 50 процентов — когда они уже были на дистанции одного километра, а до 60 процентов — когда представители обеих групп держались друг от друга на расстоянии трех километров.

При этом приматы регулярно устраивали «рейды» по периферии, организуя нечто вроде «пограничного патруля». Это говорит о том, что шимпанзе не прочь вторгнуться на территорию соперников (ведь так можно увеличить запасы пищи и шансы на спаривание), но стараются сделать это с меньшими потерями для себя.

Такое поведение требует сложных когнитивных способностей, которые помогают не только защищать, но и расширять свои территории. В связи с этим, по мнению ученых, использование шимпанзе «военных» стратегий говорит о том, что такие поведенческие паттерны были характерны и для наших общих предков.