30.11.2018
Редакция Naked Science

Биологи увидели культуру в скрещивании дрозофил

Мухи оказались способны обучаться у своих соседок и передавать способы поведения следующим поколениям.

fruit-flies-5209051920jpg

Плодовые мушки неспособны к изысканным песням, изящным танцам или стихосложению, но и у них существуют свои ритуалы для привлечения партнера. Ритуалы эти оказались своего рода «культурой» — поведением, которое передается из поколения в поколение без генетических механизмов и распространяется в процессе социального научения. Известным примером культуры в животном мире могут служить песни китообразных. Однако Мелани Алейн (Mélanie Allain) из Университета Тулузы и ее коллеги рассмотрели культуру и в выборе полового партнера у мух.

В статье, опубликованной в журнале Science, ученые описывают серию лабораторных экспериментов, в ходе которых самка дрозофилы «наблюдала» за другой самкой, совершавшей выбор между двумя самцами разных цветов, помеченных розовым или зеленым. Этот выбор оказывал сильное влияние на выбор самой «наблюдательницы»: впоследствии в 80 процентах случаев эти мухи предпочитали самцов того же цвета, что и их предшественницы.

Чтобы смоделировать передачу такой «культуры» через поколения, ученые помещали 12 самок в контейнер, окруженный шестью изолированными контейнерами, в которых сидели «учительницы» — мухи, выбиравшие строго лишь розовых или зеленых самцов. Спустя некоторое время «ученицы» занимали их место, а в центральный контейнер помещалось следующее поколение мух. Так биологам удалось проследить влияние «культуры» на протяжении восьми поколений — лишь затем выбор дрозофил снова становился случайным.

У более многочисленных популяций такое следование образцу может сохраняться намного дольше. Такую ситуацию ученые рассмотрели с помощью компьютерной модели, показав, что если группа состоит более чем из 30 самок, то «культура» выбора самцов определенного цвета будет лишь закрепляться на протяжении тысяч поколений.