12.08.2022
Анна Новиковская
2 657

Воссоздание стрекота 150-летнего насекомого может помочь ученым заново обнаружить его вид

4.5

Многие биологические виды, к сожалению, известны только по музейным экспонатам, но для некоторых из них остается надежда на повторное обнаружение. Теперь, воссоздав звучание стрекота 150-летнего предкузнечника, ученые надеются услышать его в природе.

Единственный музейный экспонат редкого насекомого, которого в последний раз видели в 1869 году / © 10.1371/journal.pone.0270498

Предкузнечики (Prophalangopsidae) — реликтовое семейство прямокрылых насекомых, около 90 процентов родов которого известны лишь в ископаемом состоянии. Возникнув еще в раннем юрском периоде, предкузнечики чудом сохранились до наших дней: из 50 видов только пять представлены в современной фауне.

Впрочем, даже этим немногим видам сейчас угрожает полное исчезновение, и среди них — Prophalangopsis obscura, единственный образец которого хранится в лондонском Музее естественной истории. К счастью, музейным экспонатом оказался самец, так что, изучив строение его крыльев и определив их резонансную частоту, ученые смогли воссоздать песню этого вида.

Судя по большим размерам крыльев, P. obscura был хорошим летуном, издававшим низкие звуки при пении, распространявшиеся на большие расстояния. Однако с учетом того, что насекомое жило на открытых пространствах, такое поведение могло сделать его легкой добычей для летучих мышей, которые хорошо обнаруживают потенциальных жертв на слух.

Вероятно, если это насекомое и живет сегодня, то лишь в среде, где рукокрылые охотники не встречаются, как это было и в его «родных» экосистемах юрского периода. Это дает ученым подсказки о том, где можно искать выживших представителей вида.

Восстановленное пение предкузнечика: возможно, именно такие звуки раздавались в лесах, по которым бродили динозавры

В последний раз пение P. obscura слышали в дикой природе более века назад, и, несмотря на неоднократные попытки, больше ни один предкузнечик этого вида в руки ученых не попал (найденные в 2005 году в Тибете самки предкузнечиков могут оказаться представительницами другого вида). Отчасти это могло быть связано с тем, что на музейной этикетке указано не точное место сбора образца, а «Индостан» — так обозначали всю территорию нынешней Индии, находившуюся под колониальным правлением Великобритании.

Теперь, возможно, ученым удастся вновь отыскать этих загадочных насекомых на севере Индии или в Тибете, где воздух достаточно холодный для летучих мышей, что позволяет насекомым безбоязненно петь свои низкочастотные песни. Также исследователи планируют продолжить работу по восстановлению звуков редких или вымерших видов насекомых, чтобы воссоздать звучание мира, существовавшего на нашей планете сотни, тысячи и миллионы лет назад.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.