Показано, как эмоции от боли влияют на обучение — Naked Science
alex007

Показано, как эмоции от боли влияют на обучение

Островковая доля оказалась важной частью обучения, основанного на болевой чувствительности.

Исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) в экспериментах на мышах доказали, что островковая доля мозга способствует обучению животных при болевых сигналах. Поскольку эта область есть у человека, принцип действия механизма можно экстраполировать и на людей. Работа опубликована в журнале Science.

Островковая доля — часть коры головного мозга, находящаяся в глубине латеральной борозды. Ее функционал мало изучен, но известно, что она участвует в контроле моторной деятельности и формировании эмоций. Поскольку она связана с миндалевидным телом, ученые предполагают, что она также формирует неприятные эмоции вроде страха, которые влияют на обучение организма. Чтобы определить ее роль в обучении, биологи из Швейцарии провели эксперименты с генетически модифицированными мышами.

Ионные каналы в мозге экспериментальных грызунов были сформированы таким образом, что при световом воздействии перекрывали активность нейронов в островковой доле. Такие манипуляции авторы проводили перед ударом тока, который служил стимулом к обучению на примере угрозы.

В ходе эксперимента авторы заметили, что при «выключении» островковой доли мыши становились бесстрашными. Более того, они не обучались, в отличие от контрольных сородичей, если перед ударом тока воспроизводился звуковой сигнал. Ранее эксперименты с мозгом мышей показали, как определенный звук может вызывать страх у животных. Биологи предположили, что такая реакция протекает из-за того, что животные не получают негативных эмоций, которые служат причиной для закрепления опыта.

«Поскольку подавление островковой доли устраняет неприятные ощущения, ассоциируемые с болезненным событием, наша работа показывает, что нейроны в этой области мозга вызывают субъективное чувство боли и сообщают об этом другим областям, способствуя обучению», — сказал руководитель исследования Ральф Шнеггенбургер (Ralf Schneggenburger).

Второй день обучения мышей. Слева контрольная особь, справа — экспериментальная, у которой подавляли работу островковой доли. Когда прозвучал звуковой сигнал, предшествующий удару током, контрольная мышь замерла, демонстрируя защитное поведение, но экспериментальная продолжила обследовать территорию, не проявляя никаких признаков тревожности / ©Science

До этого ученые из Стэнфордского университета (США) показали, что в мозге мышей есть нейроны, которые вызывают неприятные эмоции в ответ на болевые раздражители. С помощью различных методов, среди которых — микроскопия и микроэндоскопия, ученые наблюдали за миндалевидным телом мышей во время их реакции на болевые стимулы — капли горячей воды. Они заметили группу нейронов, которые вели себя более активно в периоды болевых ощущений.

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Все крупные интернет-порталы столкнулись с колоссальной проблемой во время пандемии коронавирусной инфекции — информационной эпидемией фейков. Компании предпринимают самые разные способы борьбы с дезинформацией: Facebook, например, планирует напоминать пользователям, что они не читали статью (пост, материал в Сети), ссылку на которую собираются разместить на своей страничке в соцсети.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ускорить работу систем видеонаблюдения в режиме реального времени.