17 февраля
4 390

Орангутанги оказались способны изготавливать режущие каменные орудия

5.1

Ученые из Германии и Испании пришли к выводу, что необученные орангутанги могут выполнять два основных шага в последовательности использования каменных орудий труда: изготавливать орудие из сердечника и задействовать режущий край.

Орангутанги оказались способны изготавливать режущие каменные орудия / ©Getty imges

Ранние каменные орудия и, в частности, острые инструменты из аналогичного материала — важная веха в эволюции человека. Изготовление и использование подобных орудий значительно расширило экологическую нишу наших предков — у них появились новые пищевые ресурсы.

Правда, ученые до сих пор не знают, как возникли эти ранние каменные технологии и какое поведение стало отправной точкой для их системного производства. Один из подходов для ответа на этот вопрос — изучение способностей к изготовлению каменных инструментов у наших ныне живущих родственников, человекообразных приматов. Известно, что шимпанзе могут использовать камни для раскалывания орехов, однако намеренного изготовления орудий приматами не зафиксировано.

Ученые из Барселонского (Испания) и Тюбингенского университетов, а также Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) провели эксперименты с участием пяти орангутангов из норвежского и британского зоопарков и узнали больше об их способности создавать каменные инструменты. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One.

Два молодых самца, участвовавших в эксперименте, имели семью: самку и новорожденного детеныша. Известно также, что обоих самцов воспитывали орангутанги, а не люди. С работниками зоопарка животные имели контакт лишь через прутья их вольера. Они были обучены только ветеринарным процедурам (это обычная практика для зоопарков: она заключается в том, чтобы животное, к примеру, не сопротивлялось при осмотре врачом). И с ними не проводили никакого специального обучения каким-либо навыкам.

Оба орангутанга получили коробки с вкусной приманкой — фруктами. Чтобы добраться до них, нужно было разрезать веревку, сделанную из различных видов прочной ткани. Каждому животному дали специальный молоток и заранее подготовленную каменную сердцевину. Оба орангутанга взяли молотки и спонтанно ударили ими по стенам и полу своего вольера, но ни один не направил удары на камень, чтобы изготовить из него острое орудие для разрезания веревки. Однако во втором эксперименте исследователи снабдили приматов заранее изготовленным человеком острым каменным орудием (чешуйкой), и — о чудо! — один из них догадался разрезать веревку.

Орангутанг ударяет орудием по бетонному полу / ©phys.org

По словам ученых, это первый случай, подтверждающий, что необученные приматы способны резать предметы. В третьем эксперименте участвовали три самки. Им показали, как ударять по каменной сердцевине, чтобы получить кремниевую чешуйку. После этого одна из них попыталась повторить действия экспериментаторов, продолжая бить молотком по камню, направляя удары к краю, как и было продемонстрировано.

Как отмечают авторы работы, это также первое исследование, по итогу которого удалось показать, что необученные орангутанги способны спонтанно использовать и изготавливать режущие каменные орудия труда без четкого руководства со стороны людей. Поэтому ученые считают, что такое поведение могло появится еще у общего предка этих приматов и человека, жившего от десяти до 13,5 миллиона лет назад.