Новые расчеты показали невероятно низкую вероятность возникновения разумной жизни — Naked Science

7.0

Печальные новости для любителей фантастики и уфологов: ученые снова понизили шансы на встречу с инопланетянами. Такие выводы сделали после анализа основных эволюционных переходов и времени, в течение которого на планетах могут существовать благоприятные для жизни условия.

Геотермальные источники
Геотермальные источники — один из первых оазисов жизни на Земле. Микроорганизмы-экстремофилы могли появиться вокруг них почти сразу после формирования океанов ©National Oceanic and Atmospheric Administration of USA

Вопрос, уникальна ли человеческая цивилизация во Вселенной, — один из краеугольных камней современной науки. И дело даже не в желании быть исключительными или найти братьев по разуму. Понимание того, насколько распространена какая-либо жизнь (тем более разумная), непосредственно связано с изучением фундаментальных принципов биологии, химии и физики. И, согласно новой публикации на портале независимого научного издательства Мэри Энн Либерт, развитой жизни во Вселенной должно быть очень мало.

Работу подготовили специалисты двух подразделений Оксфордского университета — исследовательской группы математической экологии, а также ученые из Института будущего человечества. В своей статье они рассматривают разумную жизнь как результат нескольких ключевых этапов эволюции. Чтобы оценить вероятность ее появления, они обратились к единственному известному примеру: истории жизни на Земле.

Поскольку изучать и моделировать многие исторические процессы, особенно проходившие миллиарды лет назад, невозможно, вероятность возникновения ключевых эволюционных переходов оценивалась только по времени прохождения земной жизни через них. Например, следы первых организмов обнаруживаются в породах возрастом от 4,1 до 3,5 миллиарда лет. Учитывая, что возраст Земли оценивают в 4,5 миллиарда лет, это говорит об очень высокой вероятности абиогенеза. Примитивная жизнь возникла почти сразу (по меркам Вселенной) после формирования планеты. А значит, ее следы можно ожидать увидеть и много где еще в космосе.

В противовес этому появление в клетках ядра заняло почти миллиард лет — возможность такого эволюционного перехода существенно ниже. Зато многоклеточная жизнь развивалась на Земле в независимых условиях не менее 40 раз, что делает переход от одноклеточных эукариот к многоклеточным весьма вероятным событием. Важно отметить, что какие именно брать эволюционные переходы в качестве примера — несущественно. В итоге шанс возникновения разумной жизни будет различаться незначительно, даже если какие-то из факторов ее развития отличаются от тех, что сформировали земные организмы.

Дополнительные ограничения на развитие разумной жизни накладывает время: у большинства звезд, имеющих планеты в зоне обитаемости, срок стабильного существования составляет порядка 6-12 миллиардов лет. У разумной жизни есть всего несколько «попыток», чтобы успеть сформироваться. Если планете не повезет попасть под действие разрушительных астрономических явлений (вспышек сверхновых, лучей квазаров или повышенной активности собственной звезды), то эволюция организмов на ней будет отброшена назад.

Иными словами, согласно построенной оксфордскими учеными модели, земляне несколько раз по-крупному выиграли в лотерею. И шанс повторения такого результата в других местах Вселенной весьма мал. Это не значит, что больше разумных существ нигде нет, просто их намного меньше, чем можно было бы ожидать согласно некоторым предсказаниям.

Интересно, что вышеописанная научная работа хорошо согласуется с более ранней публикацией на портале PNAS Американской академии наук. В ней астроном Дэвид Киппинг (David Kipping) из Колумбийского университета анализирует более узкую тему — вероятность появления жизни на землеподобных планетах. По его подсчетам, даже если прокрутить историю Земли еще раз без изменений во внешних условиях, на ней необязательно появится современная цивилизация.