Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
03.06.2021
5 845

У мозга и яичек обнаружили рекордное количество общих белков

4.7

Исследование показало, что человеческий мозг и яички имеют несколько общих биохимических характеристик, которые, помимо их участия в процессе видообразования, могут хотя бы частично отвечать за экспрессию огромного числа общих белков. Однако тема остается малоизученной, поэтому ученые призывают дальше изучать связь между этими тканями, чтобы попутно понять дисфункции, влияющие на мозг и яички, а также разработать улучшенные терапевтические стратегии.

Клетки мозга
Клетки мозга / © Getty Images

Группа ученых из университетов Авейру и Порту (Португалия), а также Университета Бирмингема (Великобритания) обнаружила, что у мужчин мозг и яички имеют наибольшее количество общих белков. Результаты работы опубликованы в журнале Royal Society Open Biology.

Авторы анализировали белки, которые вырабатывают разные части организма, а затем сравнивали их между собой. Как оказалось, максимальное сходство прослеживается у мозга и яичек: они имеют 13 442 общих белка. Полученный результат подтверждают предыдущие исследования экспрессии генов, согласно которым эти два удаленных органа имеют наибольшее количество генов среди всех органов тела.

На этом сходство не заканчивается. Мозг и яички — два основных потребителя энергии: первый орган выполняет сложные процессы, такие как мышление, тестикулы же производят миллионы сперматозоидов в день. Специализированные клетки позволяют мозгу поддерживать нейроны, а яичкам — половые клетки.

О том, что между мозгом и тестикулами есть определенное сходство, ученые ранее уже догадывались. Так, предыдущие работы показали связь неврологических заболеваний с сексуальной дисфункцией, а некоторые даже обнаружили корреляцию между качеством производимой спермы и интеллектом.

Хотя нейроны имеют другое предназначение, оба типа клеток осуществляют экзоцитоз — процесс, происходящий у растений и животных, который включает в себя перемещение веществ из клетки во внешнюю среду. Но если в случае мозга этот механизм позволяет клеткам общаться друг с другом через нейротрансмиттеры, то в мужской репродуктивной системе он нужен для слияния сперматозоидов с яйцеклеткой и ее оплодотворения.

Чтобы определить причину сходства, потребуются дополнительные исследования. Вероятно, оно связано с видообразованием — возникновением новых биологических видов и изменением их во времени.