12 января
Анна Новиковская

Ночное освещение оказалось смертельным для животных пустыни

5.5

Хотя многие люди недооценивают влияние светового загрязнения на жизнь животных, результаты, полученные израильскими учеными, показали, что хоть синий, хоть желтый, хоть белый свет — все они повышают смертность и нарушают репродуктивное поведение у пустынных грызунов.

Иглистые мыши — обычные обитатели израильских пустынь / © wikipedia.org

У большинства изученных на сегодня видов, включая людей, биологические часы синхронизируются светом. У разных видов выработались разные адаптации, подходящие для определенного времени суток или сезона года.

Однако за последние десятилетия люди изменили исконные правила. Они стали повсеместно использовать искусственное освещение, которое нарушило природные циклы света и темноты. Согласно последним исследованиям, каждый год площадь этого загрязнения увеличивается на два-шесть процентов.

Чтобы уточнить, как ночное освещение влияет на жизненные циклы пустынных животных, исследователи подвергли низкоинтенсивному световому загрязнению два вида грызунов: дневную золотистую иглистую мышь (Acomys russatus) и ночную каирскую иглистую мышь (Acomys cahirinus). Эти близкородственные виды живут бок о бок, но активны в разное время суток.

В целях эксперимента авторы работы разместили 96 колючих мышей обоих видов в восемь просторных открытых вольеров, после чего подвергали их низкоинтенсивному ночному освещению (аналогичному яркости дорожного фонаря) разных цветов в течение десяти месяцев. В двух вольерах мыши ночью оказывались под белым светом, еще в двух — под желтым, еще в двух — под синим. Только последние два вольера оставались неосвещенными и служили для контроля.

Несмотря на обилие укрытий и корма, в двух «белых» вольерах все животные погибли спустя несколько дней после начала эксперимента. Также в вольерах с искусственным освещением мыши приносили меньше потомства, а во взятых образцах крови исследователи выявили повышенное содержание гормонов стресса.

Экспериментальные вольеры, в которых содержали колонии грызунов / © 10.1038/s41598-022-19805-1

Ученые предполагают, что смерть мышей в вольерах, освещенных белым светом, вызвана нарушением иммунного ответа у животных, долгое время находившихся в состоянии стресса. Если аналогичную реакцию вызывает уличное освещение, в целях сохранения биоразнообразия исследователи рекомендуют вводить «темные часы» на дорогах и в городских парках, чтобы восстановить природную смену дня и ночи и позволить диким животным жить в нормальном ритме.