02.11.2021
13 477

Грибы-паразиты мух распространяются, заставляя самцов спариваться с трупами зараженных самок

5.2

Самки мух, пораженные паразитической энтомофторой, испускают особо богатый набор летучих «феромонов», стимулируя самцов спариваться с ними — живыми и мертвыми.

©Filippo Castelucci

Некоторые паразитические грибки, поражающие насекомых, вызывают не только ужас своей смертоносностью, но и восхищение способностью манипулировать поведением хозяев. Хорошо известен пример энтомопатогенных кордицепсов, которые стимулируют жертву подниматься повыше, к свету, где ее легко находят хищники, распространяющие споры гриба дальше. Новая работа датских биологов посвящена энтомофторе — паразиту двукрылых.

Мухи, пораженные Entomophthora muscae, выбираются на возвышенное место и теряют подвижность, умирая и прорастая целым облаком грибных нитей. Споры передаются новой жертве при каждом прикосновении, причем паразит стимулирует живых мух прикасаться к телу почаще, заставляя самцов спариваться с зараженными трупами самок. Это продемонстрировала серия экспериментов, проведенных учеными из Копенгагенского университета, статья которых представлена в библиотеке препринтов bioRxiv; коротко об их работе рассказывается в Science.

Опыты показали: если здоровым самцам Musca domestica предоставляется на выбор самка, умершая от заражения энтомофторой либо умерщвленная замораживанием, то с первыми они пытаются спариться в пять раз чаще, моментально покрываясь спорами гриба. Уже в присутствии зараженной самки сексуальное поведение самцов усиливалось, поэтому ученые заключили, что грибок заставляет распространять летучие вещества, которые стимулируют тех к спариванию.

Это предположение подтвердили дополнительные эксперименты. Прикрепив микроэлектроды к чувствительным антеннам самцов, авторы продемонстрировали, что волны запаха энтомофторы вызывают волны активности в мозге насекомых. Состав этого запаха ученые исследовали при поддержке коллег из Шведского университета сельскохозяйственных наук. Он оказался намного богаче, нежели запах здоровых мух, к тому же менялся в зависимости от времени, прошедшего с момента заражения и гибели животного.

Среди этих веществ интерес вызывают прежде всего несколько метил-разветвленных алканов, которые известны как «феромоны мух» — стимуляторы спаривания. Ученые полагают, что если удастся изолировать одно конкретное, самое эффективное из этих веществ и научиться его производить, оно сможет стать удобным средством контроля за популяциями насекомых.