А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
05.12.2022

Потепление уничтожит североевропейские леса, но не напрямую

3.2

Изменения климата опасны тем, что все их последствия просчитать трудно, особенно неочевидные на первый взгляд. Об одной из малоизвестных широкому кругу людей грядущих проблем предупредили европейские ученые. С каждым годом из-за глобального потепления ареал жуков-вредителей смещается все севернее, а численность насекомых увеличивается.

Короедам на руку глобальное потепление
Несколько молодых и здоровых деревьев — все, что осталось от небольшого леса около деревни Кумпу в Финляндии после нашествия большого елового короеда / ©Natural Resources Institute Finland, Phys.org

Большой еловый короед, он же короед-типограф (Ips typographus) — хорошо изученное насекомое, которое распространено в хвойных лесах Евразии. Этот жук большую часть своего жизненного цикла проводит в древесине, прогрызая под корой елей длинные ходы. Попутно личинки и куколки насекомого нарушают движение питательных веществ по стволу вверх, что провоцирует гибель растения.

В норме короеды-типографы селятся на больных или вовсе мертвых деревьях. Однако, если год особенно сухой и теплый, жуки успевают за сезон вывести вдвое больше потомства, да и выживаемость личинок лучше. Получается, до половозрелого возраста на следующий год дорастает аномально высокое число насекомых. Тогда они начинают атаковать не только ослабшие растения, но и вполне здоровые: конкуренция за пищу высока, приходится браться за трудную добычу.

Такие всплески численности были в России после аномально жаркого лета 2010 года, эпидемия продолжалась до 2014-го. В Северной Европе рост количества больших еловых короедов фиксируют непрерывно с 2018 года, а теплое лето 2021-го обернулось практически катастрофической ситуацией через сезон. Хотя ситуация пока под контролем, финские специалисты в области природных ресурсов предупреждают: в будущем эпидемия захватит все североевропейские хвойные леса.

Короедам на руку глобальное потепление
Поврежденная короедом-типографом древесина со снятой корой / ©Tõnu Pani, Wikimedia

Как рассказал Маркус Мелин (Markus Melin) в интервью AFP, сформировалась петля обратной связи. Теплое и сухое лето приводит к плодовитости жуков, мягкие зимы берегут их куколки, а на следующий год начавшие размножаться насекомые производят еще больше потомства. И эта волна вредителей плавно двигается все севернее и севернее. Если в прошлые десятилетия на юге Финляндии короеды-типографы встречались редко, то с 2018 года они стали постоянной угрозой хвойным лесам.

Существуют меры защиты от короедов-типографов, но они требуют постоянного ухода за лесами. Необходимо устранять больные, ослабшие и умершие деревья, причем делается это до начала сезона размножения жуков. После его начала нужно зачищать от коры те растения, что уже имеют следы заселения вредителями — так нарушается их жизненный цикл, и личинки погибают. Наконец, хорошо работают приманки, то есть специально разложенные мертвые деревья, которые после заражения жуками сжигаются.

Все это легко выполнить, если существуют развитая система мониторинга лесного хозяйства и лесничество. Даже при наличии таких служб, как отмечают финские ученые, в какой-то момент число жуков превысит все разумные пределы, и хвоя рискует вымереть.

Стоит отметить, что североевропейские леса, скорее всего, действительно вымрут в своем нынешнем ареале и в результате глобального потепления сместятся севернее, где сейчас и вовсе тундра. Это процесс хорошо известен по ранее происходившим на Земле глобальным изменениям климата. Короеды тоже переселятся севернее, где годовые температуры ограничат их размножение до прежних значений. А Финляндию и прочие страны Северной Европы займут смешанные или лиственные леса, характерные, например, для средней полосы России.