Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Рыбы используют живых акул как средство ухода за телом
Во всяком случае, это единственное имеющееся объяснение их загадочного поведения по отношению к крупным морским хищникам.
Исследователи из Университета Майами (США) проанализировали большое количество видеозаписей акул и их взаимодействия (вне контекста охоты) с другими видами рыб. Оказалось, последние трутся о морских хищников. Конкретная цель такого поведения не вполне ясна: ученые предполагают, что все дело в «наждачных» свойствах акульей кожи, чешуйки которой по строению больше похожи на зубы позвоночных. Соответствующая статья опубликована в журнале Ecology.
Ихтиологи на протяжении десятков лет периодически проводили отдельные наблюдения за тем, как рыбы — причем не только обычные спутники акул, но и «посторонние» виды — трутся об акулью шкуру. Однако никто не задумывался, насколько часто это происходит, систематическое ли это занятие вообще либо просто случайные столкновения. Авторы новой работы изучили подводные фото, видео, а также записи с подводных дронов, на которых искали эпизоды, когда рыбы терлись своей чешуей о кожу акул.
Всего удалось зафиксировать 47 таких случаев в 13 точках Мирового океана. Занимались подобным 12 видов рыб, используя как «терку» восемь разных видов акул — включая большую белую. Неожиданным оказалось то, что шелковые акулы сами терлись таким образом о китовых акул поменьше. Продолжительность «трения» колебалась от восьми секунд до пяти с лишним минут. В эпизодах участвовало от одной до ста рыб за раз.

Исследователи напоминают, что наблюдения за акулами вблизи все еще редки. Если даже, несмотря на это, записи трения об их шкуру встречаются так часто, значит, речь идет об обыденном явлении. Его смысл на сегодня не вполне ясен, но наиболее вероятная версия в том, что с помощью трения рыбы избавляются от наружных паразитов, часто досаждающих морским обитателям. Кроме того, акулы могут играть роль отшелушивателя для рыб, способствуя отделению старой чешуи и росту новой.
Почему же рыбы используют для трения акул, а не сородичей? Скорее всего, дело в структуре акульей кожи. В отличие от подавляющего большинства остальных рыб, акулы и отчасти скаты покрыты так называемыми кожными зубчиками (dermal denticles), структурно более похожими на зубы позвоночных, чем на рыбью чешую. В их центре находится пульпа (волокнистая соединительная ткань, примерно как в зубе человека), пронизанная кровеносными сосудами. Вокруг пульпы идет конический слой дентина, сходного с дентином наших зубов. Внешний слой кожных зубчиков акулы состоит из витродентина — эмалеподобной субстанции в основном неорганического состава (у нас ту же функцию выполняет эмаль зуба).
На сегодня считается, что такая «зубастая» кожа нужна акулам для изменения гидродинамических свойств своего тела. Твердые выпуклые микроструктуры на коже при движении создают микровихри, снижающие и шум, и сопротивление движению. Чем бесшумнее плывет акула, тем выше ее шансы атаковать добычу незамеченной. Очень твердая, «наждачная кожа» имеет и другие функции: китовых акул, живущих фильтрацией планктона, она отлично защищает от атак хищников. Хотя китовая акула достигает 20 метров в длину, она не плавает быстрее пяти километров в час и не способна защищаться зубами от атакующих. Но из-за твердой и жесткой кожи, толщиной до десяти сантиметров, даже косатки редко атакуют взрослых китовых акул: прокусить их шкуру чрезвычайно тяжело, а кожные зубчики могут серьезно поранить ротовую полость нападающего.

Некоторые виды, например шелковые акулы, имеют неожиданно мягкие кожные зубчики (за счет их очень малого, в сравнении с другими акулами, размера). Возможно, этим объясняются замеченные в работе случаи, когда шелковые акулы трутся о китовых: у тех кожные зубчики значительных размеров, поэтому абразивные свойства их шкуры выше.
Авторы работы считают несколько необычной чертой использования акул в качестве «терки» тот факт, что трутся о хищников и рыбы тех видов, на которые акулы охотятся. Это необычное поведение: если трение о скалы, частое для рыб, безопасно, то акулы для них — серьезная угроза. По всей видимости, рыбы как-то оценивают риски и трутся о хищника тогда, когда он не проявляет активного охотничьего поведения.
Вообще, в морской среде забота об удалении внешних паразитов играет большую роль. Известные рыбы-прилипалы, как и рыбы-лоцманы, питаются внешними паразитами акул, за счет чего те терпят их поблизости от себя и даже позволяют молоди рыб-лоцманов доедать остатки пищи, застрявшие у акулы между зубов после приема пищи.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
В современном мире многие считают личный автотранспорт необходимостью. Однако отдельные семьи сознательно выбирают жизнь без автомобиля, причем делают это не из финансовых или экологических соображений, как можно было бы ожидать, выяснили израильские ученые.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии