9 августа
Анна Новиковская
8 504

Ученые впервые увидели, как дремлют пауки

5.0

Долгое время никто точно не знал, спят ли пауки по ночам. Но теперь, проведя съемку детенышей прыгающих пауков, ученые смогли заметить их в состоянии, подозрительно похожем на быстрый сон птиц и млекопитающих.

Естественно, паучата не могут закрывать глаза, ведь у них нет век, но в остальном их поведение во время ночного покоя поразительно напоминает наше / © phys.org

Однажды ученые заметили, что пауки-скакунчики вида Evarcha arcuata время от времени повисают на шелковых нитях в лабораторных контейнерах. Это был не единичный случай: пауки «подвешивались» регулярно и в таком положении вели себя довольно странно, почти как… спящие люди.

До сих пор никто не мог понять, способны ли пауки в принципе спать. Известно, что спят птицы и  млекопитающие, ведь мы можем наблюдать характерные признаки такого поведения и даже получить электроэнцефалограмму мозговой активности. Спят ли насекомые и другие членистоногие — вопрос намного более сложный, поскольку практически невозможно получить электроэнцефалограмму, к примеру, мухи.

Теперь, похоже, мы нашли первого «соню» среди членистоногих: им оказался маленький паучок. Проведя ночную видеосъемку детенышей E. arcuata, международная команда ученых из Германии, Италии и Великобритании обратила внимание, что подвешенные паучки дергали конечностями, а их глаза странно мерцали.

Тут стоит упомянуть, что обычно у пауков невозможно отследить движения глаз, однако у пауков-скакунчиков глаза подвижны. Это улучшает их способности на охоте, ведь эти пауки преследуют добычу бегом, а не подкарауливают в засаде. Теперь такая особенность позволила ученым отметить то, что они назвали «быстрым движением глаз» у пауков, — первым случаем подобной активности у животных, не принадлежащих к птицам или млекопитающим.

Во время сна паучки «сворачиваются клубком», поджимая все восемь лапок

Однако исследователям предстоит более сложная задача: узнать, спят ли пауки технически, например реагируют ли на раздражители и с какой скоростью они это делают. Возможно, на самом деле, «сон» пауков настолько же сильно отличается от нашего, насколько далеко пауки находятся от нас на эволюционном древе. Или же, напротив, быстрый сон объединяет даже членистоногих и позвоночных, чьи последние общие предки жили на Земле больше полумиллиарда лет назад.