22 января
Мария Кривоченко

Дофамин обвинили в потере памяти

3.1

Ученые обнаружили механизм, отвечающий за временные провалы в памяти. Он использует дофамин, чтобы стирать некоторые воспоминания, которые впоследствии восстанавливаются.

Кадр из фильма «‎Прежде чем я усну»

Все испытывали небольшие провалы в памяти: например, имя вертится на кончике языка, но вспоминается после встречи. Мы входим в комнату и забываем, зачем пришли. Является ли это сбоем или рассеянность — особенность нормального мозга? Как работает механизм временной потери памяти?

Ответ постаралась найти команда ученых из Scripps Research. Для исследования они взяли дрозофил: у этих мух относительно простая структура мозга, с ними легко работать и можно адаптировать исследования для разных животных.

Биологи провели серию упражнений и научили мух ассоциировать определенный запах с ударом тока. Затем команда использовала раздражители, такие как синий свет и ветер, чтобы отвлечь насекомых. Оказалось, те стали забывать о негативной ассоциации запаха. При этом чем сильнее были раздражители, тем дольше дрозофилы не могли вспомнить о связи ударов и запаха. Подробности эксперимента опубликованы в журнале Nature.

Анализ эксперимента и дополнительные исследования выявили у мух единственную пару дофамин-высвобождающих нейронов PPL1-α2α’2, которые управляли провалами в памяти. Клетки активировали дофаминовые рецепторы на аксонах, отходящих от нейронов в центре обработки памяти мозга мухи. Дофамин, посылаемый другими нейронами, не оказывал такого же эффекта.

Кроме того, оказалось, что механизм «временного забвения» не стер долговременные воспоминания. Как предположил автор работы Рональд Дэвис, система не влияет на большинство воспоминаний и инграмм. Также память мух полностью восстанавливалась после того, как период «временного забвения» проходил. «Это первый случай, когда был обнаружен механизм временной потери памяти, — рассказал биолог. — Есть все основания полагать, что подобный механизм существует и в организме человека, поскольку биология его охраняет».

Так, ученые выяснили, что в мозге есть рецептор, управляемый дофамином, который запускает временные провалы памяти. Однако пока не известно, что этот рецептор делает с физиологией задействованных в процессе нейронов. Биологи надеются понять это в следующих работах.

«Можем ли мы работать лучше, если одни воспоминания подавляются над другими? Можем ли мы лучше учиться или адаптироваться к ситуациям? Никто не знает. Это те вопросы, которые будут исследованы в будущем», — добавил Джон Мартин Сабандал, один из авторов работы. «Мы только начали разбираться в том, как мозг вызывает временное забвение», — подытожил Дэвис.