24.05.2021

Биологи впервые наблюдали «стайную охоту» морских ежей

4.1

Примитивные морские ежи оказались способны совместно атаковать и поедать морских звезд, которые обычно охотятся на них самих.

©Jeff Clements

Морские ежи практически всеядны. Ползая по дну, они объедают водоросли, заодно отправляя в рот попадающихся на пути моллюсков, губок и мелких морских звезд. А в голодные времена они способны даже объединяться в стаи и совместно охотиться за более сложной добычей. О таком поведении, неожиданном для столь примитивных животных, лишенных какой-либо нервной системы, рассказывается в новой статье, которая опубликована в журнале Ethology.

Еще несколько лет назад исследователю из Норвежского института науки и технологий Джеффу Клементсу (Jeff Clements) понадобилось временно поместить морскую звезду Crossaster papposus в аквариум с иглокожими Strongylocentrotus droebachiensis. Эти звезды охотятся на морских ежей, но в аквариуме тех было около 80, так что больших потерь ученый не ждал.

Однако на следующий день Клементс звезду не видел. Разворошив целый ком морских ежей, он нашел лишь ее разорванные остатки. Заинтересовавшись, ученый занялся экспериментами и продемонстрировал прежде неизвестный вариант поведения этих животных. Ежи один за другим сближались с морской звездой, захватывая ее лучи и за пару часов обгрызая их чувствительные кончики. Это делало звезду практически беззащитной.

Такое поведение, напоминающее охоту в стае, может быть чисто защитным, помогая «обезвреживать» хищника. Либо ежи целенаправленно охотились на морскую звезду, ведомые голодом и скученностью. Этот момент указывает и на важный недостаток проведенных экспериментов.

В подобных неестественных условиях многие животные резко меняют поведение, в том числе пищевое. Поэтому неизвестно, происходит ли такая «стайная охота» в природе. Выяснить это важно для морской экологии, ведь морские ежи и звезды играют огромную роль в жизни придонных экосистем — особенно коралловых рифов, которые сегодня стремительно гибнут и нуждаются в дополнительной защите.