Биологи научились использовать птиц для борьбы с незаконным выловом рыбы
28 января

Биологи научились использовать птиц для борьбы с незаконным выловом рыбы

4.8

Экипированные комплектом миниатюрных датчиков морские альбатросы оказались идеальными «беспилотниками» для мониторинга океана и обнаружения судов, ведущих незаконный вылов рыбы.

©Ade Russell

Крупнейшие из морских летающих птиц — альбатросы — столетиями истреблялись ради перьев, а сегодня страдают от попадания в рыболовные снасти. Все более чем из 20 видов этого семейства сегодня находятся под угрозой вымирания, их численность постоянно сокращается: но благодаря ученым они еще могут постоять за себя и побороться по крайней мере с рыболовами.

Генри Ваймершкирх (Henri Weimerskirch) и его коллеги из французского Национального центра научных исследований (CNRS) продемонстрировали, что альбатросов можно использовать в качестве «живых дронов» — разведчиков, помогающих обнаружить и остановить незаконный вылов рыбы в труднодоступных регионах моря. Об этом биологи пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Дело в том, что все достаточно крупные суда обязаны пользоваться международной Автоматической идентификационной системой (AIS). Однако капитаны — нередко по указанию судовладельцев — стараются обходить это требование и, дойдя до границ особой экономической зоны соседнего государства, нередко отключают сигналы AIS для ведения незаконного промысла. То же нередко происходит в областях, находящихся под охраной, где добыча ресурсов вовсе запрещена.

Для пограничников и береговой охраны такие нарушители — едва ли не главная головная боль. Существующие системы мониторинга, такие как плотное патрулирование, наблюдения с воздуха или даже с орбиты, остаются слишком неэффективными или дорогостоящими. Тут-то на помощь правоохранителям способны прийти морские птицы. Альбатросы прекрасно знают, что близ больших кораблей почти всегда можно поживиться.

Они могут заметить судно с расстояния в несколько десятков километров и обязательно подлетят поближе, чтобы полюбопытствовать, — словно живые и полуразумные «беспилотники». Для этого птиц достаточно экипировать миниатюрными приборами: датчиком GPS для отслеживания положения, системой связи с базовым судном, а также приемником корабельной радиосвязи, способного с небольшого расстояния зарегистрировать сигнал радаров рыбацкого судна, которыми они пользуются для промысла и ориентации в море.

Чтобы проверить такой подход на практике, Ваймершкирх и его коллеги использовали «флотилию» из 169 альбатросов для мониторинга обстановки в областях Южного океана, примыкающих к Индийскому, — за пределами экономических зон любых государств. С ноября 2018 по май 2019-го птицы наблюдали в общей сложности 47 миллионов квадратных километров поверхности океана, проведя 353 «радарных контакта».

Ученые отмечают, что около трети судов, обнаруженных птицами в этой части океана, шли с отключенными приборами AIS — и, по всей видимости, вели незаконный промысел.