28.10.2019
17 673

Австралийские водяные крысы научились вскрывать ядовитых жаб с хирургической точностью

Всего за несколько лет водяные крысы Австралии освоили охоту на инвазивных жаб-ага, научившись не затрагивать самые ядовитые органы и части их тел.

Ракали — водяные крысы — могут достигать более килограмма веса
Ракали — водяные крысы — могут достигать более килограмма веса / ©Giant Eland, ZooChat

В середине 1930-х для борьбы с вредителями сахарного тростника в Австралию завезли южноамериканских жаб-ага. В этой задаче они оказались бесполезны, однако закрепились и размножились на новом континенте, превратившись в опасный инвазивный вид, который вытесняет обычных местных жителей и постоянно расширяет свой ареал. Эти крупные земноводные хорошо переносят пересыхание, а также весьма ядовиты на всех стадиях жизненного цикла. Ага — непростая добыча, которую могут поймать лишь избранные австралийские хищники: среди них — ловкие водяные крысы (ракали). Эту их новую привычку биологи описывают в статье, опубликованной в журнале Australian Mammalogy.

Ученые из сиднейского Университета Маккуори отмечают, что водяные крысы, живущие на западе континента, в округе Кимберли, встретились с жабами-ага всего пару лет назад, однако теперь разделывают их с ловкостью опытных хирургов. По словам одного из авторов работы Мариссы Пэрротт (Marissa Parrott), водяные крысы атакуют даже самых крупных и потенциально смертельно ядовитых земноводных, тела которых биологи обнаружили в речной воде. И если в среднем крупные особи составляют около 2,5 процента популяций ага, среди обнаруженных учеными тел их число достигает 74 процентов.

Орудуя острейшими зубами и когтями, водяные крысы с осторожностью поедают лишь неядовитые части жаб, а наиболее опасные — прежде всего желчный пузырь, в котором накапливаются токсины — выгрызают и отбрасывают. В течение 15 дней полевых исследований ученые нашли и изучили 38 таких останков, и у всех имелся аккуратный «разрез» на груди. Чаще всего крыс привлекают безопасные сердце и легкие, а у крупных жаб съедают еще мясо конечностей, предварительно сняв с них ядовитую кожу. При этом биологи не нашли следов укусов, нанесенных в голову или другие части тела жертв: очевидно, что крысы научились избегать таких смертельно опасных действий.

Остается надеяться, что новое поведение распространится и в других популяциях водяных крыс Австралии. Ядовитые ага — одна из застарелых проблем местной биосферы, побороть которую никак не удается. Возможно, «умные» млекопитающие континента смогут защитить его сами — впрочем, и водяным крысам сегодня угрожает вымирание. Марисса Пэрротт и ее коллеги обращают отдельное внимание на проблему защиты этих животных, особенно страдающих от загрязнения и пересыхания водоемов.