Анализ ДНК сделал «озеро скелетов» еще более загадочным
21.08.2019
Никита Шевцов

Анализ ДНК сделал «озеро скелетов» еще более загадочным

На дне озера Роопкунд оказались сложены скелеты людей из разных эпох — возраст многих из них разнится на тысячелетия. До сих пор остается неясным, как погибли все эти люди.

На дне озера Роопкунд, расположенного в индийских Гималаях, можно найти сотни останков человеческих тел. Из-за этого водоем получил название «Озеро скелетов». Однако происхождение этих останков до сих пор не известно. Ранее были теории, что некая катастрофа, например сильный шторм, обрушилась на большую группу людей, и они оказались погребены под толщей воды.

Чтобы выяснить причину гибели всех этих людей, исследователи провели анализ ДНК костей 38 найденных тел. Но проведенная работа дала больше вопросов, чем ответов. Выяснилось, что останки принадлежали разным группам людей, жившим далеко от Средиземного моря, которые прибывали на озеро в разное время в течение тысячи лет.

История начала разворачиваться десять лет назад. Генетик Кумарасами Тангарадж из Индийского центра клеточной и молекулярной биологии секвенировал митохондриальную ДНК 72 скелетов из озера. Как и ожидал Тангарадж, некоторые из них имели ДНК, соответствующую индийскому происхождению. Но другие оказались совсем из другой области. Несколько людей, предположительно, были жителями Западной Европы.

Это требовало дальнейших исследований — глубокого погружения путем секвенирования всего генома. Геномная ДНК была успешно сгенерирована только для 38 особей. Затем эти 38 геномов сравнивали с 1 521 древним и 7 985 современными людьми со всего мира.

Анализ выявил три различные группы. Самая большая состояла из 23 человек с ДНК индусов. Кроме того, они казались генетически не связанными между собой. Вторая по величине группа, состоящая из 14 особей, стала огромным сюрпризом. Их ДНК напоминала ту, что имеют современные жители Крита и Греции. Наконец, у одного оставшегося человека была ДНК, указывающая на происхождение из Юго-Восточной Азии.

Еще более интересным оказалось временное распределение прибытия этих групп. Основная масса костей была датирована промежутком между VII и X веками нашей эры, но были и кости XIX-XX веков. Точная причина их смерти до сих пор остается неизвестной.