15.11.2022
Анна Новиковская
2 402

В Новой Зеландии объявили войну коровьей отрыжке

5.0

То, что может прозвучать как юмористический вопрос — «Как отучить корову отрыгивать?», — стало предметом серьезного научного исследования в Новой Зеландии. И цель его — вовсе не улучшение морального облика домашних животных, а борьба с глобальным потеплением.

Для коровы отрыжка — естественное последствие сытного обеда / © Getty Images / Автор: Екатерина Лебедева

Трава — не самый питательный корм на свете, и чтобы извлечь из нее достаточное количество энергии, коровам и другим жвачным животным приходится сначала долго пережевывать, а затем не менее тщательно переваривать ее в своих многокамерных желудках. Во время этого процесса выделяется огромное количество метана, который в 25 раз эффективнее удерживает тепло в атмосфере по сравнению с обычным углекислым газом.

Казалось бы, пищеварение — естественный процесс, не способный повлиять на глобальный климат. Однако стоит учитывать численность домашних животных, которая в несколько раз превышает численность диких видов: одних только коров на нашей планете живет почти полтора миллиарда.

Как сообщает информационный ресурс Phys.org, в Новой Зеландии проблема коровьей отрыжки стоит особенно остро: в этой стране на пять миллионов населения приходится вдвое больше коров и впятеро больше овец. Сельское хозяйство занимает центральное место в местной экономике, и около половины всех выбрасываемых в стране парниковых газов производят фермы.

Ради стремления к углеродной нейтральности правительство Новой Зеландии пообещало сократить выбросы метана от сельскохозяйственных животных на 47 процентов к 2050 году и в прошлом месяце объявило о плане ввести налог с фермеров за отрыжку животных.  Естественно, фермеры от этого в восторг не пришли, и теперь задача исследователей — разработать способ решения проблемы.

В ход идут все средства — начиная от селекционного отбора коров с наименьшей отрыжкой до использования в качестве корма морских водорослей. Ученые даже разрабатывают специальную вакцину, которая сможет подавить рост условно-патогенных бактерий, производящих метан, и снизить выбросы газа животным примерно на треть.

Не меньшие надежды возлагаются и на химические лекарства (они могут снизить выбросы метана до 90 процентов), и на разработку новых кормов путем генетической модификации (при переваривании они будут выделять на 20-30 процентов меньше газов). К сожалению, все эти «спасательные круги» новозеландских фермеров далеки от завершения — требуется по меньшей мере несколько лет для проверки их безопасности и эффективности.

Возможно, генетически модифицированный клевер станет основой корма сельскохозяйственных животных в Новой Зеландии / © AP Photo/Nick Perry

Однако сами животноводы тоже не «ждут у моря погоды»: пока исследователи трудятся в лабораториях, простые фермеры работают над повышением эффективности своих хозяйств, которое позволит сократить поголовье скота при сохранении объемов производства. Возможно, использование высокоудойных коров и их более частая замена не принесут столь заметного результата, как химические лекарства или вакцины, но они определенно помогут фермерам удержаться «на плаву».