02.03.2023
Анна Новиковская
4 573

Для защиты потомства насекомые заставляют растения погружать его в кислоту

5.5

Существует множество способов, которыми насекомые защищают свои развивающиеся личинки, но один из самых необычных «придумали» цинипиды.

Эта цинипида заставляет сами растения защищать ее развивающиеся личинки / © Antoine Guiguet / Автор: Caristania Fabricius

Чтобы предоставить потомству кров и пищу, цинипиды — похожие на ос насекомые из надсемейства орехотворок — вводят в листья дубов специальные вещества, которые вызывают образование прочных галлов, внутри которых личинка находится в полной безопасности. До этого ученые полагали, что защитную функцию галлов в основном обеспечивают дубильные вещества, неприятные на вкус и уберегающие листья с галлами от поедания травоядными животными.

Однако, подробно изучив взаимодействие насекомого и растения-хозяина, исследователи из Университета штата Пенсильвания (США) обнаружили новый способ манипуляции химией растения-хозяина. В результате на дубовых листьях образуются полупрозрачные галлы, по вкусу напоминающие лимоны: кислотность их внутреннего содержимого сравнима с кислотностью пищеварительных ферментов хищных растений.

С помощью масс-спектрометрии ученые изучили содержимое галл: оказалось, в них вдвое больше яблочной кислоты, чем в самих яблоках, а водородный показатель колеблется от 2 до 3, что делает его одним из самых низких среди обнаруженных у растений. Сам дуб выделяет яблочную кислоту в небольших количествах, так что столь высокие ее концентрации в галле, несомненно, вызваны воздействием насекомого.

Зачем же цинипидам идти на подобные ухищрения, если до этого они обходились галлами, богатыми дубильными веществами? Исследователи полагают, что таким образом эти насекомые стремятся защититься от наездниковпаразитоидных насекомых, самки которых способны протыкать яйцекладом оболочку галла, чтобы их развивающаяся личинка начала питаться личинкой цинипиды. Однако кислое содержимое галла разрушает яйцеклад наездника, и заражения удается избежать.

Этот полупрозрачный шарик и есть галл развивающейся личинки цинипиды / © Antoine Guiguet

Теперь исследователям предстоит узнать, каким образом цинипиды заставляют растения-хозяев производить яблочную кислоту в нетипичных количествах и смогут ли наездники приспособиться к этой новой стратегии защиты.

Исследование опубликовано в журнале Biology Letters.