Закрыть10

Ученые второй раз в истории обнаружили зарождающуюся экзопланету

Используя телескоп ALMA, ученые во второй раз в истории смогли разглядеть формирование экзопланеты вокруг звезды.

В июне этого года с помощью телескопа ALMA астрономам впервые удалось разглядеть сгусток материи в протопланетном диске вокруг одной из звезд. В тот раз им требовались дополнительные наблюдения, чтобы подтвердить свои догадки, но ученые практически уверены, что это была именно формирующаяся экзопланета.

Используя новый метод, они обнаружили новую планету в середине протопланетного диска. В этот раз явление было замечено у звезды HD 97048. Астрономы сообщают, что они получили подтверждение того, что замеченный ими объект — именно протопланета, а не какое-либо другое небесное тело. Такой вывод удалось сделать исходя из особенностей строения газопылевого диска, которые характерны лишь для процессов создания планет.

В этой работе ученые впервые использовали новый метод обнаружения таких объектов. Он основан на картографировании потоков газа и пыли вокруг звезды и съемке их в различных диапазонах длин волн. Там, где поток нарушается, находится нечто более плотное, чем частицы газа и пыли, и этот объект излучает гораздо меньше света, чем разогретые части диска.

Формирующаяся экзопланета /©ALMA

Ученые планируют в дальнейшем продолжить использовать телескоп ALMA для обнаружения формирующихся экзопланет таким методом. Исследование их формирования и свойств газопылевого облака поможет лучше понять эволюцию звездных и планетных систем и, в частности, происхождение нашей планеты.

Астрономия