21.01.2020
14 400

Ученые предложили построить на Фобосе обитаемую базу, чтобы управлять марсоходами

Среди преимуществ создания базы именно на спутнике Марса — ее относительная дешевизна и возможность управлять аппаратами на Красной планете в режиме реального времени.

Фобос — один из двух спутников Марса, открытый в 1877 году / © ESA/NASA

Международная команда ученых из МГТУ им. Баумана, Московского архитектурного института (МАрхИ), университетов Генуи и Хьюстона выступила с идеей создать на одной из лун Красной планеты — Фобосе — базу, которая будет обитаема и с которой можно будет удаленно управлять исследовательскими аппаратами, бороздящими просторы самого Марса. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на сборник тезисов Академических чтений по космонавтике, посвященных памяти советского ученого и конструктора Сергея Королёва.

Несмотря на то что Фобос интересует астрономов уже давно, пока что непосредственное взаимодействие с этой луной Красной планеты ограничивалось снимками, пусть и качественными. Еще в 2011 году Россия запустила автоматическую станцию «Фобос-Грунт», которая могла бы привезти на Землю образцы грунта спутника Марса, но из-за нештатной ситуации аппарат не смог выйти за пределы околоземной орбиты и сгорел в слоях атмосферы. Отечественные специалисты хотели возродить программу в 2024 году, запустив «Фобос-Грунт-2», однако на сегодня реализация проекта перенесена на неопределенный срок. Тем не менее надежды однажды покорить Фобос, как мы видим, все еще есть.

«Создание такой базы может быть связано с тем, что в перспективе проводить углубленное изучение Марса и управлять строительством инфраструктуры на планете может быть удобно не непосредственно с поверхности Марса, а с использованием промежуточной обитаемой базы на Фобосе», — пишут ученые в своих тезисах к чтениям.

Авторы проекта «Разработка концепции создания космической транспортной системы для освоения Марса с использованием обитаемой базы на спутнике Фобос» напоминают: как известно, небольшая луна Марса не имеет атмосферы, при этом структура ее пористая, с пустотами, а грунт совсем не похож на земной и состоит в основном из рыхлой смеси пыли и каменных вкраплений низкой плотности. Поэтому, констатируют ученые, строительство базы на Фобосе потребует принципиально новых решений. И одно из них уже есть: так, специалисты из России, США и Италии предлагают специальную технологию — «установку анкерных опор, заглубляемых в грунт при соударении с поверхностью при посадке на большой скорости».

После этого на возводимый объект предлагают доставить когорту мобильных роботов, которые выполнят остальную часть работы: натянут между опорами тросы, обеспечат посадку и запуск аппаратов, выроют котлованы для установки модулей. В то же время нужно помнить, что из района, где будет располагаться база, должен хорошо просматриваться Марс.

«Из-за крайне малого ускорения свободного падения для выполнения любых земляных работ даже в крайне слабом грунте роботу понадобится многотонный балласт, в качестве которого предполагается использовать один или несколько модулей базы. <…> Наиболее рациональным является размещение базы в районе центра видимой с Марса стороны спутника Фобос, на пологих холмах в нескольких километрах от края кратера Стикни», — пишут ученые.

После установки первого модуля на базе, оснащенной всей необходимой инфраструктурой (спальней, кухней, тренажерным залом, мастерской и так далее), смогут находиться до шести человек.

«В нижней части модуля расположены места стыковки с переходными тоннелями для соединения с другими модулями, а на верхнем торце — зенитный иллюминатор со шлюзом и стыковочным узлом для соединения с пилотируемыми космическими кораблями, которые могут храниться в пристыкованном состоянии», — говорится в докладе.

Среди главных преимуществ базы (по сравнению с базой на самом Марсе) ученые называют относительную дешевизну как строительства, так и эксплуатации. При этом беспокоиться за качество управлением марсоходами не стоит: между различными точками спутника и Красной планеты — расстояние в шесть-девять тысяч километров, поэтому задержка сигнала в одну стороны не превысит 0,03 секунды. Таким образом, управление аппаратами на Марсе будет «комфортным» и в режиме реального времени, заверяют авторы проекта.

ХLIV Академические чтения по космонавтике пройдут в Москве с 28 по 31 января.