25 января
7 681

Разрушить астероид ударом оказалось сложнее, чем думали до сих пор

5.6

Изучив образцы астероида Итокава, ученые выяснили, что он представляет собой рыхлую «кучу щебня», которая легко поглощает энергию ударного воздействия. В таком состоянии астероид сохраняется больше четырех миллиардов лет, что говорит об исключительной устойчивости подобных объектов.

©University of Curtin

Осенью прошлого года ударный зонд DART столкнулся с астероидом Диморф, заметно изменив его орбиту. Это была первая проверка концепции защиты Земли от возможной астероидной угрозы. И она прошла успешно, подтвердив, что в крайнем случае ударное воздействие позволит отвести небесное тело с опасной траектории. Однако новое исследование астероида Итокава показало, что такой подход может работать далеко не всегда. Об этом ученые из австралийского Университета Кертин пишут в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Околоземный астероид (25143) Итокава — вытянутое небесное тело длиной около 500 метров, которое в 2005 году посетил японский зонд Hayabusa. Он собрал и доставил на Землю образцы пыли с поверхности астероида. Фред Журдан (Fred Jourdan) и его коллеги изучили эти материалы с помощью дифракции отраженных электронов (это позволяет определить внутреннюю текстуру и ориентации микроскопических кристаллов), а также определили возраст методом аргонового датирования.

Такая работа подтвердила, что Итокава относится к типу астрономических объектов, которые иногда называют «кучами щебня» (rubble pile). Считается, что с течением времени монолитные астероиды рано или поздно сталкиваются друг с другом и разрушаются, и только часть их обломков удерживаются вместе собственным притяжением, образуя рыхлые, примерно наполовину состоящие из пустоты «кучи щебня». Так устроена немалая часть астероидов, но как долго они могут просуществовать в таком состоянии, неясно.

Датировка Итокавы показала, что он продержался в виде «кучи щебня» весьма внушительный срок — не менее 4,2 миллиарда лет. Это на порядки больше, чем могут сохраняться астероиды-монолиты. «Столь долгое время жизни для “кучи щебня” подобных размеров может быть связана с абсорбирующими свойствами ее материала, — сказал Фред Журдан. — Коротко говоря, мы показали, что Итокава похож на огромную космическую подушку, поэтому разрушить его очень непросто».

Если «кучи щебня» способны выжить на протяжении куда более долгого времени, чем монолиты, то скорее всего, большинство современных астероидов относятся именно к такому типу небесных тел. В отличие от Диморфа, с которым столкнулся DART, они могут поглощать энергию ударного воздействия и будут реагировать на него далеко не так заметно. А это, по словам ученых, ставит под вопрос эффективность нашего подхода к защите Земли от астероидной угрозы.

«Потенциально мы можем применить более агрессивный подход, — добавил один из соавторов работы профессор Ник Тиммс (Nick Timms). — Например, использовать ударные волны от близкого ядерного взрыва, чтобы сбить “кучу щебня” с пути или рассеять ее».