Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
15.09.2021

Отсутствие следов ранних метеоритных бомбардировок на Луне объяснили ее медленным остыванием

4.6

Несмотря на все попытки, на Луне не удается найти достаточно древних кратеров: похоже, они быстро исчезли благодаря горячей магме, сохранявшейся тогда под поверхностью спутника.

Земля и Луна в эпоху Поздней тяжелой бомбардировки: взгляд художника
Земля и Луна в эпоху Поздней тяжелой бомбардировки: взгляд художника / ©Mark Garlick

Земля геологически активна, и следы метеоритных ударов со временем стираются с ее поверхности. Зато расположенная рядом Луна остается неподвижной миллиарды лет, и ее древние кратеры разрушаются лишь с появлением новых. Поэтому спутник служит важным источником информации о масштабных метеоритных «обстрелах», которые и Луна, и Земля пережили в далеком прошлом, включая Позднюю тяжелую бомбардировку, около четырех миллиардов лет назад.

Однако эта летопись остается неполной: на поверхности спутника не удается рассмотреть следов кратеров, которые должны были появиться на самых ранних этапах его существования, когда вся Солнечная система была достаточно молода и масштабные бомбардировки происходили постоянно. Возможно, такие события запустили тектонику плит на Земле. Однако даже на Луне их следов сохранилось недостаточно.

Команда профессора австралийского Университета Кёртин Катарины Милжкович (Katarina Miljkovic) связывает это с еще незавершившимся тогда остыванием спутника. Горячая полужидкая магма, сохранявшаяся под корой, затрудняла формирование ударных кратеров и замедляла застывание породы, позволяя ей «релаксировать» и не сохраняя заметные следы. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

«Оценки времени, которое потребовалось магме на остывание, сильно разнятся от исследования к исследованию, — говорит Милжкович. — Однако оно вполне могло быть достаточно долгим для того, чтобы встретить некоторые из масштабных бомбардировок, свойственных ранним периодам эволюции Солнечной системы». Таким образом, информация о многих самых древних метеоритных ударах может оказаться стертой и с поверхности Луны.