25.09.2019
Никита Шевцов
11 961

Найдено объяснение сверхсветовой скорости взрывов, порождающих гамма-всплески

Скорость вещества при взрыве, во время которого образуются быстрые гамма-всплески, превышает световую. Теперь ученые выяснили, как такое возможно.

artist_impression_grb_1056x792

Гамма-всплески регистрируются в отдаленных галактиках и представляют собой результат мощного выброса энергии, такого как взрыв сверхновой звезды. После этого события большинство небесных тел превращаются либо в черную дыру, либо в кварковую или нейтронную звезду. Обычно гамма-всплески очень яркие и узкие, из-за чего видны на расстоянии в тысячи световых лет.

Одной из загадок этих событий долгое время оставалась скорость распространения вещества в момент их появления. Ранние вычисления астрономов показали, что при взрыве, породившем гамма-всплеск, вещество должно было двигаться в облаке газа со скоростью, которая превышает скорость света. Но согласно Теории относительности Эйнштейна, такое явление невозможно в космическом вакууме.

Найти ответ на эту задачу удалось группе астрофизиков из Чарльстонского колледжа и Мичиганского технологического университета. Они предположили, что струи вещества во время взрывов сверхновых могут создавать обратимость течения времени, наблюдаемую в кривых гамма-всплеска. При этом высокоэнергетичные фотоны находятся одновременно в двух точках пространства. Эти предполагаемые струи, однако, не нарушают Теории относительности Эйнштейна, потому что движутся быстрее света через струйную среду, но не через вакуум.

Чтобы лучше понять это, ученые предлагают такую ассоциацию. Представьте, что кто-то на противоположной стороне пруда бросает камень через воду в вашем направлении. Часто прыгающий камень движется по воздуху между прыжками быстрее, чем волны, которые он создает прикосновением к воде. При этом вы увидите волны, созданные каждым ударом приближающегося камня в обратном порядке: волны от первого удара о воду придут к вам последними, а от последнего, наоборот, раньше всех.

По словам ученых, их гипотеза не нарушает Теории относительности и при этом хорошо объясняет наблюдаемые факты. Однако, чтобы подтвердить правильность высказанных астрофизиками предположений, им предстоит провести более детальные исследования и найти несколько важных признаков: например, более точно измерить параметры излучения Вавилова — Черенкова, которое является одним из компонентов гамма-всплесков.