Млечный Путь приводит к быстрому «выгоранию» соседних карликовых галактик — Naked Science
06.11.2020

Млечный Путь приводит к быстрому «выгоранию» соседних карликовых галактик

4.9

Нашу Галактику окружают десятки мелких и тусклых спутниц, в которых не появляются новые звезды — все их ресурсы были растрачены в яркой вспышке при первой встрече с Млечным Путем.

Карликовая галактика в созвездии Печь
Карликовая галактика в созвездии Печь / ©ESO, Digitized Sky Survey 2

Наш Млечный Путь — галактика довольно крупная, ее окружают более полусотни спутниц поменьше. Немалую часть их составляют карликовые сфероидальные галактики (dSph) — небольшие, округлые и тусклые, почти не содержащие межзвездного газа и пыли и не способные зажигать новые звезды. Считается, что они широко распространены во Вселенной, но мы знаем лишь немногие из-за сложности наблюдения таких разреженных и тусклых объектов.

Однако и карликовые сфероидные галактики переживали свои яркие моменты, короткие «15 минут славы», во время которых вспыхивали массой звезд. Ученые показали, что в прошлом, впервые сближаясь с Млечным Путем, под действием его гравитации вещество в dSph уплотнялось, и в нем загорались новые светила. Об этом астрономы сообщают в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Такахиро Миоси (Takahiro Miyoshi) и Масаси Тиба (Masashi Chiba) из японского Университета Тохоку использовали данные наблюдений европейского космического телескопа Gaia, который с огромной точностью следил за движениями далеких звезд и галактик. Это позволило рассчитать орбиты, на которых вращаются dSph-спутницы Млечного Пути.

Они оказались эллиптическими: то приближаясь к нашей Галактике, то удаляясь от нее. Ученые сопоставили это движение со временем образования звезд, оставшихся в dSph-галактиках, и обнаружили, что оно совпадает с первым сближением карликовой галактики с Млечным Путем.

Например, Карликовая галактика в Драконе (Draco dSph) впервые сошлась с нашей около 11 миллиардов лет назад — и тогда же в ней в последний раз происходило звездообразование. У галактики Лев I и то, и другое происходило два миллиарда лет назад, но ни та, ни другая с тех пор новых звезд не производили. У них просто не осталось для этого достаточно вещества.

Единственным спасением карликовых галактик от подобной судьбы может стать приличная дистанция до Млечного Пути. Те же Лев I и Draco dSph сходились с его центром достаточно тесно, и звездообразование быстро исчерпало их ресурсы. А, например, карликовые галактики в созвездиях Печь (Fornax dSph) и Киль (Carina dSph) не настолько сближались с Млечным Путем, и новые звезды в них продолжают появляться даже сейчас.

Согласно новому исследованию, змеи обязаны своим успехом астероиду, который уничтожил их конкурентов — динозавров.

Группа ученых Центра прикладного анализа больших данных и лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета исследовала «цифровые следы» жителей 83 регионов РФ для определения уровня субъективной удовлетворенности качеством жизни. Данные показали, что качество жизни высоко оценивают жители Чукотского автономного округа, ряда национальных республик на Северном Кавказе, Республики Алтай, Псковской и Рязанской областей, Камчатского и Пермского краев, а также Санкт-Петербурга.