06.11.2020
12 998

Млечный Путь приводит к быстрому «выгоранию» соседних карликовых галактик

4.9

Нашу Галактику окружают десятки мелких и тусклых спутниц, в которых не появляются новые звезды — все их ресурсы были растрачены в яркой вспышке при первой встрече с Млечным Путем.

Карликовая галактика в созвездии Печь
Карликовая галактика в созвездии Печь / ©ESO, Digitized Sky Survey 2 / Автор: Александр Литвинов

Наш Млечный Путь — галактика довольно крупная, ее окружают более полусотни спутниц поменьше. Немалую часть их составляют карликовые сфероидальные галактики (dSph) — небольшие, округлые и тусклые, почти не содержащие межзвездного газа и пыли и не способные зажигать новые звезды. Считается, что они широко распространены во Вселенной, но мы знаем лишь немногие из-за сложности наблюдения таких разреженных и тусклых объектов.

Однако и карликовые сфероидные галактики переживали свои яркие моменты, короткие «15 минут славы», во время которых вспыхивали массой звезд. Ученые показали, что в прошлом, впервые сближаясь с Млечным Путем, под действием его гравитации вещество в dSph уплотнялось, и в нем загорались новые светила. Об этом астрономы сообщают в статье, представленной в открытой онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

Такахиро Миоси (Takahiro Miyoshi) и Масаси Тиба (Masashi Chiba) из японского Университета Тохоку использовали данные наблюдений европейского космического телескопа Gaia, который с огромной точностью следил за движениями далеких звезд и галактик. Это позволило рассчитать орбиты, на которых вращаются dSph-спутницы Млечного Пути.

Они оказались эллиптическими: то приближаясь к нашей Галактике, то удаляясь от нее. Ученые сопоставили это движение со временем образования звезд, оставшихся в dSph-галактиках, и обнаружили, что оно совпадает с первым сближением карликовой галактики с Млечным Путем.

Например, Карликовая галактика в Драконе (Draco dSph) впервые сошлась с нашей около 11 миллиардов лет назад — и тогда же в ней в последний раз происходило звездообразование. У галактики Лев I и то, и другое происходило два миллиарда лет назад, но ни та, ни другая с тех пор новых звезд не производили. У них просто не осталось для этого достаточно вещества.

Единственным спасением карликовых галактик от подобной судьбы может стать приличная дистанция до Млечного Пути. Те же Лев I и Draco dSph сходились с его центром достаточно тесно, и звездообразование быстро исчерпало их ресурсы. А, например, карликовые галактики в созвездиях Печь (Fornax dSph) и Киль (Carina dSph) не настолько сближались с Млечным Путем, и новые звезды в них продолжают появляться даже сейчас.