27.06.2019
8 377

Марсотрясения могут указывать на скрытые запасы водного льда

Американские ученые предположили, что марсотрясения могут развиваться так же, как землетрясения, вызванные добычей сланцевой нефти.

mars0
©Wikipedia / Автор: Ольга Кузьмина

Современный Марс геологически почти неактивен, на нем нет действующих вулканов, не происходит движения тектонических плит. Тем не менее марсотрясения здесь случаются, и недавно одно из них удалось достоверно зарегистрировать. Механизм марсотрясений остается загадкой — помочь ее разрешению должен зонд Mars InSight, продолжающий исследования недр Красной планеты с ее орбиты.

Однако Майкл Манга (Michael Manga) и его коллеги из Калифорнийского университета в Беркли уже выдвинули гипотезу о происхождении марсотрясений. В статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters, ученые связывают их с динамикой запасов водного льда, которые могут сохраняться под поверхностью планеты. Таким образом, механизм развития марсотрясений напоминает не обычные землетрясения, а те, что наблюдаются сегодня в некоторых регионах мира в результате безответственного применения технологий добычи сланцевой нефти.

Для этой цели в подземные породы под большим давлением закачивается раствор, который вызывает их гидроразрыв и «выдавливает» нефть из множества мелких пор, позволяя ее выкачивать. Примерно так же могут развиваться сотрясения Марса. Согласно гипотезе калифорнийских ученых, в период местной зимы вода в верхних слоях должна промерзать на большую глубину.

Расширяясь, этот лед создает дополнительное давление на нижние, еще жидкие слои и приводит к появлению пустот и напряжений. Приливные силы, действующие на Марс со стороны его спутника Фобоса или Солнца, либо же резкие изменения атмосферного давления могут служить крючками, которые спускают накопившиеся напряжения поверхностных слоев и заставляют их сотрясаться.

Такую картину возможно проверить с помощью того же зонда InSight. Для этого понадобятся новые наблюдения марсотрясений, а затем можно будет сопоставить их появление с движениями Фобоса, Солнца, а также с погодными условиями на Красной планете.