25 июня
ser007

Физики зарегистрировали гамма-фотоны рекордных энергий

Наземные детекторы уловили следы фотонов энергиями в сотни триллионов электронвольт, прилетающих к нам из Крабовидной туманности.

crab0

Средний фотон видимого излучения несет энергию порядка 2,5 эВ. Куда более массивные альфа-частицы, образующиеся в ходе ядерного распада, — до 10 миллионов эВ, а протоны в Большом адронном коллайдере ускоряются до 6,5 триллиона эВ. На этом фоне легкие гамма-фотоны с энергиями более 100 триллионов эВ, зарегистрированные расположенными в горах Тибета детекторами, не могут не впечатлять.

Естественным ускорителем этих частиц выступают сама Крабовидная туманность и ее мощнейшие, бурные магнитные поля, которые разгоняют электроны и другие заряженные частицы. В свою очередь, они, взаимодействуя с фотонами, придают им огромные энергии. Тысячи лет спустя такие фотоны прибывают в атмосферу Земли и тормозятся в ней, вызывая потоки вторичных частиц. Их виды и количества позволяют ученым восстановить характеристики исходного фотона.

По словам физиков, работающих на Tibet AS-gamma, примерно за три года наблюдений им удалось зарегистрировать следы 24 таких событий, вызванных появлением фотонов с энергиями больше 100 триллионов эВ — и вплоть до потрясающих 450 триллионов эВ.

На новейшем американском авианосце, вероятно, работают только два из 11 оружейных лифтов AWE (Advanced Weapon Elevator).