Астрономы увидели эхо крупнейшего космического взрыва — Naked Science
28.02.2020

Астрономы увидели эхо крупнейшего космического взрыва

6.9

«Вмятина» в Сверхскоплении Змееносца оказалась следом выброса энергии рекордной силы.

©Chandra, NASA, XMM-Newton, ESA, 2MASS, NSF, IPAC-Caltech, NCRA, TIFR, GMRT

Радиотелескопы позволили прояснить природу загадочной «полости» в Сверхскоплении Змееносца, замеченной лишь несколько лет назад. Она оказалась результатом выброса энергии — самого колоссального из всех, известных сегодня ученым. Об этом Симона Гьякинтуччи (Simona Giacintucci) и ее коллеги пишут в новой статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Сверхскопление Змееносца — обширная группа галактик и скоплений, расположенная от нас в 370 миллионах световых лет. В 2016 году, наблюдая его с помощью космического рентгеновского телескопа Chandra, астрономы обнаружили, что в плазме на краю центральной части скопления имеется вогнутый, словно вмятый внутрь участок. Норбер Вернер (Norber Werner) и его соавторы тогда выдвинули ряд версий о том, что могло создать такую структуру, — в том числе версию о взрыве.

Теперь астрономы рассмотрели таинственный объект в куда более длинноволновом диапазоне, на данных, полученных радиотелескопами Murchison Widefield Array, Giant Metrewave и VLA. «Радиоисточник совпал с краем на рентгеновских данных, как рука с перчаткой», — говорят ученые. Полость оказалась заполнена радиоволнами, «эхом» частиц, разогнанных до очень высоких энергий.

Комбинированное изображение «вмятины» в центральной части Сверхскопления Змееносца: сиреневый цвет соответствует рентгеновскому диапазону, синий — радиоволнам / ©Chandra, NASA, XMM-Newton, ESA, 2MASS, NSF, IPAC-Caltech, NCRA, TIFR, GMRT, Giacintucci, et al., 2020

Подобные структуры наблюдались и прежде: можно вспомнить следы взрыва в галактике MS 0735, разбросавшего столько газа, что его хватило бы на триллион солнц. Однако взрыв в Змееносце был впятеро более масштабным. Гьякинтуччи и ее коллеги считают его самым крупным из всех, до сих пор замеченных учеными.

По их оценкам, он случился еще несколько сотен миллионов лет назад, и с тех пор от колоссального выброса энергии осталось лишь длинноволновое радиоэхо. Пока трудно сказать, что именно могло вызвать такой взрыв, но, скорее всего, его могла породить лишь активность сверхмассивной черной дыры в активном центре одной из галактик Змееносца. Внезапный приток огромной массы вещества мог создать выброс колоссальной силы.

Британские ученые показали, что, вопреки стереотипам о недружелюбности жирафов, они образуют сложную социальную структуру, а в заботу о потомстве вовлечены даже «бабушки».

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.