13.01.2021
СПбГУ
1 193

В СПбГУ открыли древнюю островную дугу в киргизском Тянь-Шане

4.2

Исследователи Санкт-Петербургского университета в составе международного коллектива обнаружили в горах Тянь-Шаня специфический комплекс горных пород, которые образовались в кембрийском океане примерно 500 миллионов лет назад. Установить возраст находки удалось благодаря адакитам — горным породам, впервые описанным на одном из островов Алеутской дуги.

Горы Тянь-Шаня / ©Getty images

Результаты исследования, которое поможет больше узнать о геологической истории этого региона, опубликованы в журнале Geoscience Frontiers. Изучать геологию Средней Азии ученые СПбГУ начали еще в середине прошлого столетия. Многолетние исследования и богатый полевой опыт позволили создать в Университете ведущую мировую научную школу по геологии Тянь-Шаня. Сегодня работы продолжаются при активном сотрудничестве с учеными со всего мира.

Одно из последних открытий международного коллектива — находка специфического комплекса горных пород, которые характерны для современных океанических островных дуг. Породы этого комплекса, найденные в горах Сонкультау в Киргизии, образовались в кембрийском океане примерно 500 миллионов лет назад. Это подтверждается находкой адакитов — горных пород, впервые описанных на острове Адак, входящем в состав Алеутской островной дуги в северной части Тихого океана.

Двойная радуга над древними островодужными комплексами, открытыми в горах Тянь-Шаня / ©Пресс-служба СПбГУ

«Изучение условий образования древних пород необходимо не только для лучшего понимания геологической истории региона. Это важно знать и для более практических целей, особенно учитывая, что с адакитами часто связаны крупные рудные месторождения, примером которых, в частности, являются знаменитые месторождения меди и золота в Чили», — отметил руководитель исследовательской группы, доцент СПбГУ Дмитрий Конопелько.

Необычный состав гранитов Сонкультау привлек внимание ученых во время проведенных в 2007 году работ по региональному картированию. По словам профессора Раймара Зельтманна, директора Центра исследований Средней Азии при Музее естественной истории в Лондоне, это заставило провести дополнительные исследования, в результате которых были открыты неизвестные ранее фрагменты островодужного комплекса.

Тектонические зоны киргизского Тянь-Шаня (а) и геологическая карта района Сонкультау (б) / ©Пресс-служба СПбГУ

Профессора Джохан Де Граве из Университета Гента в Бельгии и Стийн Глори из Университета Аделаиды в Австралии участвовали в полевых работах в горах Тянь-Шаня. Аналитические измерения и обработку полевых данных провели научный сотрудник Новосибирского университета Инна Сафонова и Алла Долгополова из лондонского Музея естественной истории в лабораториях университета Гонконга под руководством профессора Мин Суна.

Находка неизвестных ранее фрагментов древней островной дуги в киргизском Тянь-Шане — только одно из недавних открытий, сделанных в рамках текущих проектов (IGCP 662 ProjectOrogenic Architecture and Crustal Growth from Accretion to Collision” и гранта Минобрнауки РФ 4.Y26.31.0018), направленных на расшифровку структур Центрально-Азиатского складчатого пояса, который является одной из самых крупных древних горных систем на Земле.