Астрономы открыли самый быстрый и близкий к Солнцу астероид — Naked Science

Астрономы открыли самый быстрый и близкий к Солнцу астероид

5.5

2021 PH27 успевает сделать полный оборот по орбите всего за 113 наших суток, то удаляясь от Солнца дальше Венеры, то сходясь ближе Меркурия.

Астероид 2021 PH27 на фоне Меркурия и Солнца: взгляд художника
Астероид 2021 PH27 на фоне Меркурия и Солнца: взгляд художника / ©CTIO, NOIRLab, NSF, AURA, J. da Silva (Spaceengine)

Астероид 2021 PH27 имеет вполне заурядные размеры — около километра в поперечнике, — но крайне необычную орбиту. Его орбита проходит теснее к Солнцу, чем у любого другого известного астероида. 2021 PH27 совершает полный оборот по ней всего за 113 дней и сходится со звездой на расстоянии 20 миллионов километров, ближе Меркурия. Об этом говорится в сообщении Лаборатории оптической и инфракрасной астрономии (NOIRLab) Национального фонда науки (NSF) США.

Находку сделали 13 августа этого года. Астрофизик из Института Карнеги Скотт Шеппард (Scott Sheppard) и его коллеги использовали 570-мегапиксельную камеру DECam, установленную на четырехметровый телескоп Víctor M. Blanco обсерватории CTIO в Чили. Наблюдения проводили в сумерках — это оптимальное время для изучения Венеры, Меркурия и астероидов, находящихся к Солнцу ближе Земли. Такие астероиды называют атирами, их известно лишь около 20.

2021 PH27 на снимке камеры DECam: красным и синим показаны положения астероида, разделенные временем всего в три минуты / © CTIO, NOIRLab, NSF, AURA, J. da Silva (Spaceengine)

Заметив 2021 PH27, ученые быстро рассчитали его траекторию и предсказали, где астероид окажется день спустя. Четырнадцатого августа наблюдения успешно повторили с помощью не только DECam, но и телескопов в других обсерваториях мира. А 15-го числа астрономы собрали более точные данные, с использованием сети телескопов ESA, расположенных в Чили и ЮАР. Было показано, что орбита 2021 PH27 эллиптическая, ее большая полуось (наибольший радиус) составляет всего 70 миллионов километров.

Необычная орбита 2021 PH27 на фоне соседних орбит; положения планет показаны на момент обнаружения астероида 13 августа 2021 года /© CTIO, NOIRLab, NSF, AURA, J. da Silva (Spaceengine)

Астероид совершает по ней полный оборот за 113 дней, в пути пересекая орбиты и Венеры, и Меркурия. Это самое быстрое движение из всех известных астероидов, с большей частотой вокруг Солнца оборачивается лишь Меркурий — за 88 дней. И, конечно, оба раскаляются из-за близости звезды: по оценкам ученых, поверхность 2021 PH27 способна нагреваться выше 480 °С. Кроме того, расчеты показывают, что орбита 2021 PH27 может быть нестабильна и в ближайшие несколько миллионов лет он либо упадет на Солнце, Меркурий или Венеру, либо окажется снова выброшен в более далекие области.

Скорее всего, сформировалось это небесное тело далеко от них, в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, однако было выброшено в самые внутренние области Солнечной системы случайной игрой гравитации. С другой стороны, его орбита выделяется большим наклонением (относительно плоскости Солнечной системы) — 32°. Это может указывать на то, что 2021 PH27 прилетел с самой дальней периферии и представляет собой вырожденное ядро кометы, растерявшей летучие вещества и уже неспособной образовать яркую кому и хвост. Возможно, ответ дадут новые наблюдения.