Астрономы научились получать снимки протопланетных дисков с зародышами планет возле далеких звезд — Naked Science

Новый метод инфракрасной интерферометрии позволил впервые «массово» снять протопланетные диски возле далеких звезд — облака газа и пыли с зародышами будущих планет.

15 протопланетных дисков, снятых с помощью ИК-интерферометра VLT
15 протопланетных дисков, снятых с помощью ИК-интерферометра VLT / ©Kluska et al., 2020

Одновременно с новорожденной звездой вокруг нее появляется протопланетный диск газа и пыли — остатки вещества, из которого вскоре образуются настоящие планеты, кометы и все прочее. Во внутренних областях диска, богатых железом, кремнием и другими тяжелыми элементами, появляются твердые каменистые планеты, в более далеких, состоящих из легких веществ, — газовые.

Такая модель подтверждается и отдельными наблюдениями: изредка астрономам удается получить снимки не слишком отдаленных молодых звезд, окруженных протопланетными дисками, иногда даже и с формирующимися планетами. Однако такие прямые наблюдения остаются большой редкостью, и множество тонких деталей на них попросту неразличимы. Все это требовало совершенно других методов — и теперь такой метод нашелся. «Потрясающе, что нам впервые удалось получить сразу 15 снимков», — говорит Жак Клуска (Jacques Kluska) из Лёвенского католического университета в Бельгии.

Новые изображения представлены в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics. Чтобы получить их, Клуска и его соавторы использовали систему телескопов VLT Европейской южной обсерватории (ESO). Установленный на них инструмент PIONIER позволил собирать данные одновременно со всех четырех больших телескопов VLT, превратив их в один мощный ИК-телескоп. Авторы также разработали новые математические средства обработки для удаления шума, излучения центральной звезды и повышения разрешения снимков.

Некоторые диски, снятые с помощью VLT. Для масштаба показаны размеры орбит Земли и Юпитера / ©Kluska et al., 2020

«Различить детали масштабов орбиты каменистой планеты, такой как Земля, — все равно что рассмотреть человека на Луне или волос с расстояния в 10 километров, — объясняют авторы работы. — Инфракрасная интерферометрия становится все более обычным средством увидеть мельчайшие детали таких объектов. Соединив ее с математической обработкой, можно превратить ее данные в нужные изображения».

В самом деле, новый подход позволил не только впервые «массово» получить снимки протопланетных дисков, но сразу указал на многие новые интересные детали. Так, на некоторых изображениях можно различить яркие точки, «узелки», которые, по-видимому, указывают на нестабильности в диске — зародыши будущих планет.

«Марсианский» вертолет Ingenuity выполнил второй полет. Аппарат среди прочего смог подняться на большую высоту, чем во время первого запуска.