23.12.2019
София Жаботинская
12 367

Астрофизики NASA зафиксировали необычный «магнитный взрыв» на Солнце

На Солнце впервые замечен разрыв линий магнитного поля, вызванный петлеобразным протуберанцем.

Петлеобразный протуберанец
Петлеобразный протуберанец / NewsJunky / Автор: Татьяна Соловьёва

Ученые из Национального аэрокосмического агентства США заметили странное извержение на поверхности ближайшей к нам звезды. Во время этого события магнитное поле Солнца разорвалось, а затем восстановилось. Статья о солнечном феномене опубликована в The Astrophysical Journal.

Разрыв в магнитном поле звезды был вызван петлеобразным протуберанцем — плотным сгустком относительно холодного вещества, которое некоторое время удерживается над хромосферой. Падая обратно на Солнце, это вещество вызвало разрыв и пересоединение магнитных линий.

Астрофизики уже давно знают о том, что такие преобразования магнитного поля возможны, — но впервые увидели разрыв, вызванный выбросом солнечного вещества. Они назвали феномен вынужденным перезамыканием — в противовес спонтанным перезамыканиям, которые наблюдали ранее как на Земле, так и на Солнце.

Визуализация магнитных линий на Солнце, сделанная космическим аппаратом НАСА Solar Dynamics Observatory / © T. Samanta, GST & SDO

Ученые предполагают, что именно открытое ими явление играет важную роль в генерации избыточного тепла в солнечной короне. Температура в этом слое солнечной атмосферы в сотни раз выше, чем в лежащей ниже хромосфере. Исследователи полагают, что вынужденное перезамыкание может нагревать локальные области солнечной короны гораздо сильнее, чем спонтанный процесс. Наблюдения астрофизиков показали, что температура в эпицентре «магнитного взрыва» достигала двух миллионов градусов Цельсия.

Изучение процесса магнитных переподключений чрезвычайно важно для науки. Понимание процессов, которые лежат в основе разрывов и повторных соединений линий магнитного поля, позволят лучше узнать атмосферу Солнца и предсказывать космическую погоду. Вполне возможно, что спонтанное и вынужденное переподключения окажутся далеко не единственными процессами, которые вовлечены в разрывы магнитных линий.

Ранее астрономы обнаружили в созвездии Малая Медведица умирающего «двойника» Солнца и создали квантовый компьютер для моделирования космических червоточин.