«Кашляющий» красный гигант поможет понять, как умрет Солнце — Naked Science

«Кашляющий» красный гигант поможет понять, как умрет Солнце

В созвездии Малая Медведица нашелся умирающий «двойник» нашего светила.

photo5323603541417372202

Астрономы уже более 100 лет следят за огромной звездой, расположенной в северной части созвездия Малая Медведица. Сейчас ученые из Национального университета Австралии сообщили, что небесное тело окутано «кашлем» и посылает «ударные волны» в окружающее пространство. Это красный гигант T Ursae Minoris (или просто T UMi), ему около 1,2 миллиарда лет, в начале своей жизни он был примерно вдвое больше Солнца, а теперь его ядро исчерпало весь водород, оставив лишь углерод и кислород.

T UMi находится на стадии звездой эволюции, известной как асимптоматическая ветвь гигантов: через нее проходят все звезды, которые изначально по своей массе были гораздо больше Солнца.

Ученые объяснили, что на предыдущей стадии оболочка ядра переплавляла гелий в углерод. После этого образовалась оболочка из водорода, которая начала сливаться с остатками гелия и формировала его оболочку до тех пор, пока та не загорелась и снова не образовала углерод. Такой процесс называется тепловым импульсом, он происходит раз в 10 000 — 100 000 лет и может длиться до нескольких сотен лет.

Согласно ранним исследованиям, колебания в яркости T UMi вплоть до 1979 года были устойчивыми, но с тех пор они стали повторяться все чаще и чаще.

По словам австралийских астрономов, о работе которых сообщается в The Astrophysical Journal, за последние 30 лет красный гигант значительно уменьшился по размерам, яркости и начал остывать. В итоге, как прогнозируют специалисты, колебания настолько истощат звезду, что она сожмется в белого карлика.

Аналогичная судьба постигнет и наше Солнце, уверены ученые: этот процесс «умирания» может начаться через пять миллиардов лет. Светило взорвется, поглотит близлежащие планеты, выбросит свой внешний материал в планетарную туманность и резко уменьшится. Поначалу этот белый карлик еще будет горячим, но мало-помалу начнет терять остатки своей тепловой энергии, став в итоге просто холодной мертвой скалой в космосе.

Руководитель исследования Мередит Джойc (Meridith Joyce) отметила, что последующие 30-50 лет астрономы продолжат наблюдать за эволюцией T Ursae Minoris, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предсказания относительно нашего светила.

По мнению американского предпринимателя, современные технологии позволяют строить безопасные атомные электростанции. Предубеждение общественности не должно становиться преградой на пути развития сферы.