Астероид Бенну демонстрирует неожиданную и необъяснимую активность — Naked Science
20.03.2019

Астероид Бенну демонстрирует неожиданную и необъяснимую активность

Зонд OSIRIS-REx рассмотрел астероид Бенну с близкого расстояния, заметив выбросы пыли и неровную поверхность, крайне опасную для предстоящей посадки.

bennu0

Американский межпланетный аппарат OSIRIS-REx, готовящийся к забору проб с астероида (101955) Бенну, вышел на его орбиту еще в декабре 2018 года. С того времени зонд не раз наблюдал, как с поверхности астероида поднимаются выбросы пыли. Эти процессы стали большой неожиданностью для ученых, да и в остальном Бенну оказался не таким примитивным и «мертвым», как ожидалось. Текущим результатам его исследований посвящена серия статей, опубликованных в журналах группы Nature.

В частности, еще в первые дни 2019 года OSIRIS-REx заметил несколько светлых облачков пыли поблизости от астероида. По оценкам специалистов, ее частицы выбрасываются с поверхности Бенну на скорости от нескольких сантиметров до нескольких метров в секунду. Некоторая часть этой пыли рассеивается в космическом пространстве, другая остается на орбите астероида и движется вместе с ним. По словам ученых, статья которых опубликована в Nature, за период с 6 января по 18 февраля они наблюдали такие выбросы не менее 11 раз.

Что именно вызывает эти выбросы, сказать пока не удается; до сих пор от астероидов не ожидалось подобной активности. Возможно, под поверхностью Бенну есть запасы легких гидратов, и при нагревании во время сближения с Солнцем они выделяют газ, который уносит с собой и твердые пылевые частицы. В этом случае околоземный астероид оказался на своей нынешней орбите не так давно. Образовался он, скорее всего, в поясе астероидов, между Марсом и Юпитером, и в результате случайных гравитационных взаимодействий мог переместиться к Земле, где под действием солнечных лучей начал «испаряться». Такую версию предполагает еще одна статья, опубликованная в Nature Astronomy.

Выбросы пыли с поверхности астероида / ©NASA Goddard, University of Arizona, Lockheed Martin

Для самого зонда OSIRIS-REx и предстоящей ему сложнейшей операции по забору проб эта пыль вряд ли представляет опасность. Однако сближение с поверхностью астероида, судя по всему, окажется куда сложнее, чем ожидали разработчики миссии. В публикации, представленной журналом Nature Geoscience, она описана как исключительно твердая и неровная. Для безопасного спуска аппарату необходимо ровное пространство шириной хотя бы 50 метров, однако подходящего участка на Бенну попросту нет.

Судя по наблюдениям OSIRIS-REx, почти вся поверхность 550-метрового астероида представляет собой опасное нагромождение камней. Лишь кое-где на нем имеются покрытые песком и пылью площадки не более 20 метров в поперечнике. Скорее всего, над одной из них он и попробует снизиться через несколько месяцев, чтобы втянуть мелкие частицы своим «пылесосом» для забора проб.