01.06.2023
Анна Новиковская
11 086

Неандертальцы и кроманьонцы «приручили» огонь разными способами

6.1

Огонь сыграл в истории человечества огромную роль, но до этого ученые в основном сосредотачивались на способах его применения, а не получения. И теперь международной команде исследователей удалось доказать, что разные виды людей научились добывать огонь разными способами.

И неандертальцы, и кроманьонцы разводили огонь, но получали его разными способами / © thetimes.co.uk / Автор: Екатерина Лебедева

Древнейшие свидетельства использования огня датируются 1,7-2,0 миллиона лет назад, задолго до появления первых Homo sapiens. Однако доказательства того, что человек регулярно и целенаправленно разжигал огонь, появляются гораздо позже — около 150-200 тысяч лет назад. Некоторые ученые полагают, что именно в тот период люди смогли научиться добывать огонь, а другие считают, что это случилось на сотни тысяч лет раньше.

Существует два наиболее распространенных способа добычи огня, используемых и современными людьми примитивных культур, — высекая искры с помощью кремня и трением, например, вращая деревянную палочку в небольшом углублении в надежно зафиксированном куске дерева. Второй метод еще называют методом ручной дрели. Каждый из этих способов требует определенных когнитивных способностей и, согласно выводам исследователей, был изобретен в разное время и разными видами людей.

Высечение искр с помощью ударов камня о другой камень либо кусок металла — относительно простой способ добывания огня, не требующий развитых умственных способностей. Неандертальцы были опытными изготовителями каменных орудий, которые делали в том числе из кремня. Так что рано или поздно они должны были заметить искры, вылетающие из-под камней при обработке.

Напротив, получение огня методом ручной дрели не только требовало более развитого интеллекта, но и едва ли было бы эффективным в условиях Европы ледниковых периодов, где деревья и кустарники были большой редкостью. Вероятно, этот способ получения огня возник среди различных групп ранних Homo sapiens, бродивших по африканским саваннам, которые затем распространили его по всему земному шару. До сих пор ручная дрель — наиболее популярный способ добывания огня среди примитивных племен, от Индонезии до Африки.

Согласно выводам команды южноафриканских и шведских исследователей, представленных в журнале Cambridge Archaeological Journal, на поздних этапах своей истории кроманьонцы и неандертальцы могли обменяться способами добычи огня, что привело к сохранению обоих способов у современных людей.