01.11.2021
46 018

Ученые узнали, почему у человека деформированы родовые пути

5.1

Известно, что у человека, в отличие от других приматов, довольно сильно перекручены родовые пути: это осложняет и без того непростые роды у нашего вида. Ученые из Австрии и Португалии выяснили причину такого явления.

Ученые узнали, почему у человека деформированы родовые пути / ©Getty images

Дети Homo sapiens рождаются с большой головой. Это серьезное испытание для организма матери, но не единственное: узкая форма родового канала человека еще изогнута на входе. Следовательно, голова и плечи младенца должны повернуться почти на 90 градусов, прежде чем выйти из тела женщины.

Ребенок рискует банально застрять в родовых путях матери, что несет угрозу для жизни обоих. Считается, что такая ситуация происходит в шести процентах случаев всех деторождений. Долгое время оставалось неясным, в чем преимущество подобной эволюционной стратегии, хотя традиционно считалось, что это связано с ходьбой человека на двух ногах. Но ученые из университетов Венского (Австрия) и Порту (Португалия), кажется, нашли другое объяснение столь странному явлению, нехарактерному не только для приматов, но и других млекопитающих. Результаты работы опубликованы в журнале BNC Biology.

Биомеханические модели тазового дна, построенные исследователями, показали, что форма родовых путей не столько помогает ходить, сколько позволяет женщинам вставать. Если бы таз человека был более удобным для прохождения ребенка через родовой канал, он был бы наклонен в еще большей степени, чем сейчас, что добавило бы более глубокий прогиб в нижней части спины. А это, в свою очередь, поставило бы под угрозу здоровье позвоночника.

Другие приматы, например шимпанзе, могут иметь более глубокий вход в тазовую часть, поскольку в основном они стоят на четвереньках, а их бедра не испытывают больших нагрузок. Поэтому, чтобы пройти по родовым путям, детенышам шимпанзе нужно лишь немного повернуть голову, а не на 90 градусов, как человеческим детям.

Интересно, что исследования 2009 года показали: родовые пути неандертальцев были больше похожи на те, что имеют современные шимпанзе. Поэтому деформация таковых, похоже, отличает именно Homo sapiens и появилась в эволюционном развитии относительно недавно. Тем не менее неандертальцы ходили на двух ногах, поэтому авторы новой работы считают, что сравнить биомеханику древних людей с современниками было бы весьма заманчиво, ведь это помогло бы узнать больше о строении нашего тела.