26.12.2022
ПНИПУ
3 357

Сегодня все больше разрабатываемых нефтяных месторождений можно назвать мелкими по размерам и запасам. В таких условиях проводить большое количество разных исследований для каждого объекта экономически нерентабельно. В то же время на практике нередко встречаются ситуации, когда те или иные параметры принимаются по аналогии с другим месторождением. Основаниями для этого являются непосредственная территориальная близость, отношение к одному и тому же тектоническому элементу и сходство геолого-физических характеристик. Ученые Пермского Политеха предложили всесторонний анализ сразу нескольких объектов, который позволит установить строение, размеры пустотного пространства, фильтрационные характеристики горных пород и их комплексное влияние на добычу ископаемого.

В Перми придумали, как сделать добычу нефти из сложнопостроенных карбонатных объектов более выгодной / ©Getty images

С работой ученых можно ознакомиться в журнале «Георесурсы/Georesursy» 2022 года. Исследование вносит вклад в обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации. По словам политехников, всесторонний анализ сложнопостроенных карбонатных объектов включает в себя комплексирование методов от нано- до макроуровня: рентгенофазный и рентгенофлуоресцентный анализы, рентгеновскую микротомографию, сканирующую электронную микроскопию, данные геофизических и гидродинамических исследований (изменение фильтрационных свойств коллектора в процессе разработки объектов). Уникальность такого подхода заключается в возможности изучения залежи на трех уровнях: керн — скважина — объект разработки.

«Исследования проводились на верхнедевонских (фаменских) карбонатных залежах нефти со сложным геологическим строением — Софьинского и Винниковского месторождений. Изучение горных пород данных коллекторов выполнено с использованием образцов керна, отобранных из продуктивной части разреза пласта», — поделилась профессор кафедры нефтегазовых технологий Инна Пономарева.

Сравнение результатов электронной микроскопии образцов керна / ©Пресс-служба Пермского Политеха

«Комплексное исследование позволило установить: несмотря на большое сходство геолого-физических характеристик Софьинского и Винниковского месторождений, их нельзя считать аналогами и, соответственно, переносить опыт разработки. Образцы керна этих двух месторождений заметно различаются по такому важнейшему показателю, как наличие крупных пустот, которые в значительной степени влияют на добычу нефти», — сообщил кандидат технических наук, доцент кафедры нефтегазовых технологий Дмитрий Мартюшев.

Пустоты в образцах / ©Пресс-служба Пермского Политеха

Предложенный всесторонний подход следует использовать при прогнозировании добычи нефти из сложнопостроенных карбонатных коллекторов, особенно при реализации систем разработки на естественном (природном) режиме, когда нефть или газ в пласте перемещаются к забоям добывающих скважин.