19.01.2023
1 151

Охотничьи традиции неандертальцев не зависели от изменений климата

4.7

Результаты нового исследования противоречат более ранним представлениям, согласно которым эволюция каменных орудий была следствием климатических колебаний.

Олени составляли значительную часть рациона неандертальцев / ©Baamboozle Inc. / Автор: Visellia Orfius

Археологический участок Комб-Греналь на юго-западе Франции относится к среднему палеолиту. Находки из нескольких десятков слоев позволили установить, что неандертальцы жили там многие тысячелетия — примерно с 150 до 45 тысяч лет назад.

В Комб-Греналь археологи в разное время нашли не только останки самих неандертальцев, но и множество каменных орудий, позволяющих проследить эволюцию их изготовления. Кроме того, из слоев подняли много остатков (зубы и кости) животных — видимо, тех, на которых охотились обитатели Комб-Греналя.

Локализация и климатический контекст Комб-Греналя / ©Emilie Berlioz et al.

По современным представлениям, наши близкие родственники питались в основном крупными травоядными. А тех, в свою очередь, можно условно разделить на две группы: живших на открытой местности (степь/тундра) и предпочитавших леса. К первой палеозоологи относят степных зубров и туров (Bison priscus и Bos primigenius) и северного оленя (Rangifer tarandus), а ко второй — благородного оленя (Cervus elaphus).

За то время, которое неандертальцы жили в Комб-Гренале, климат успел поменяться неоднократно: потепления сменялись похолоданиям и наоборот. Ученые предполагали, что жизнь в столь непростых условиях вынуждала неандертальцев приспосабливаться, в том числе в вопросах охоты. Ведь если теплеет и вокруг начинают расти леса, то охотиться надо немного иначе, чем в тундре, где на много километров видно не только оленя, но и охотника.

Научная группа под руководством Эмили Берлиоз (Emilie Berlioz) из Университета Тулузы (Франция) изучила зубы травоядных, найденные в Комб-Гренале и относящиеся к самым разным периодам. Ученые хотели выяснить, повлияли ли изменения климата на охотничьи стратегии неандертальцев. Соответствующая работа опубликована в журнале PLOS One.

Авторы изучили почти 400 образцов зубов животных — жертв охоты, включая степных зубров, туров, благородных и северных оленей. Они обратили внимание на износ их зубов, чтобы определить рацион особей. В результате оказалось, что животные питались преимущественно растениями, произрастающими в открытой, похожей на тундру среде.

Для того, чтобы изучить микроповреждения зубов травоядных, ученые делали слепки / ©Aurora Diaz Obregon

Причем это касается даже благородного оленя: согласно выводам авторов статьи, эти травоядные в последние дни своей жизни питались растениями, произрастающими на открытом пространстве. Эти данные противоречат традиционным представлениям о питании благородного оленя, и палеозоологам только предстоит выяснить, почему он решил изменить среду обитания.

Такая картина сохранялась на протяжении многих тысячелетий, зафиксированных в Комб-Греналь. Все упомянутые травоядные предпочитали жить и, соответственно, питаться на открытой местности даже во времена значительных колебаний климата. И это сильно упрощало жизнь неандертальцам. Древние люди, жившие много тысячелетий на одном месте, не меняли охотничьих привычек — ведь не менялись и привычки дичи.

Выводы группы Берлиоз ставят перед учеными очень интересный вопрос. Дело в том, что традиционно эволюцию каменных орудий связывают именно с изменениями охотничьих стратегий, которые, по мнению предыдущих исследователей, обязательно должны были происходить в результате климатических колебаний.

Но в Комб-Гренале эволюция каменных орудий прослеживается однозначно: благо, их на сегодня нашли уже более 140 тысяч. А вот охота, получается, оставалась неизменной. Значит, улучшение и разнообразие орудий никак не связаны с необходимостью добывать пропитание в изменившихся условиях.

Сейчас невозможно сказать, уникальна ли такая ситуация для Комб-Греналя. Для этого нужны похожие работы на материале других неандертальских стоянок. Но сам факт, что родственники и соперники Homo sapiens совершенствовали свою орудийную деятельность не из-за проблем с продовольствием, а по каким-то другим причинам, очень важен. Возможно, это произошло как раз потому, что кому-то не сиделось в Африке.