11.08.2020
Денис Гордеев
8 090

В ДНК неандертальцев и денисовцев нашли след неизвестного предка человека

6.2

Примерно 1% ДНК денисовских людей получен от неизвестных гоминидов. Часть этих генов есть и у нас.

Мы еще очень много не знаем о наших предках
Мы еще очень много не знаем о наших предках / GoSouth / Автор: Plinia Abito

Новый анализ геномов древних представителей рода людей — неандертальцев и денисовцев — выявил пока неустановленного предка нашего вида, таинственного родственника современного человека. Исследование, опубликованное в издании PLOS Genetics, также дает дополнительные доказательства межвидового скрещивания Homo sapiens и неандертальцев. Однако это скрещивание произошло гораздо раньше, чем принято считать: примерно 200-300 тысяч лет назад.

Авторы работы сопоставили ДНК пяти гоминидов: двух неандертальцев, двух современных жителей Африки и одного денисовского человека. В ходе исследования использовался байесовский алгоритм ARGweaver-D — методика, основанная на теореме Байеса, позволяющей определить вероятность события при условии, что произошло другое взаимозависимое с ним событие. С помощью этих алгоритмов ученые искали события рекомбинации, при которых генетический набор перераспределяется между двумя наборами хромосом.

Исследователи установили, что порядка 1% ДНК денисовского человека имеет неизвестное происхождение. При этом определенная доля (около 15 процентов) этих таинственных «суперархаичных» участков ДНК, обнаруженных в геноме денисовца, есть и у современных людей. Происхождение этих генов пока остается тайной. Существует предположение, что их источник — Homo erectus (человек прямоходящий), вымерший более 100 тысяч лет назад.

Модель разделения популяций шипманзе (Chimp), суперархаичных гоминидов (Super), денисовцев (Den), неандертальцев (Nea) и современного человека (Human), а также их межвидовых скрещиваний / M.J. Hubisz, A.L. Williams, A. Siepel, PLOS Genetics, 2020

Также было показано, что от трех до семи процентов своей ДНК неандертальцы получили от H. sapiens: это подчеркивает огромный масштаб межвидовых скрещиваний, которые происходили на протяжении многих веков, задолго до крупной массовой миграции современных предков человека с Африканского континента в Европу и Азию. «Это <…> несовместимо с генетическим обменом с участием прямых предков большинства современных евразийцев, которые мигрировали из Африки около 50 тысяч лет назад, — пишут ученые. — Вместо этого наша временная оценка предполагает более раннюю миграцию, произошедшую по крайней мере 200 тысяч лет назад».

Хотя эта работа оставляет открытыми некоторые вопросы о генетике современного человека и его ближайших родственниках, она дает лучшее понимание того, как древние гоминиды могли взаимодействовать между собой. «Я считаю интересным в этой работе то, <…> что вы можете узнать о глубокой истории человечества, совместно реконструируя полную эволюционную историю коллекции генетических последовательностей как современных людей, так и архаических гоминидов», — говорит компьютерный биолог Адам Сипел, один из авторов работы.

Ранее мы писали о том, что на юге Австралии обнаружили самую древнюю стоянку первых аборигенов, а компьютерная симуляция показала возможную причину вымирания неандертальцев: «двоюродные братья» человека разумного пережили резкие изменения климата, но не устояли в конкуренции за ресурсы.