Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Галактике поменяли классификацию, потому что блазар сменил свой «прицел»

Группа международных астрономов обнаружила галактику, классификация которой изменилась из-за уникальной активности в ее ядре. Галактика, названная PBC J2333.9-2343, ранее классифицировалась как радиогалактика, но новое исследование показало обратное. Работа опубликована в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества.

Галактика PBC J2333.9-2343

PBC J2333.9-2343, расположенная на расстоянии 656 844 372 световых лет от нас, теперь классифицируется как гигантская радиогалактика, имеющая диаметр 4 миллиона световых лет и имеющая в ядре блазар; блазар (здесь про них подробнее) — это активное галактическое ядро ​​(АГЯ) с релятивистской струей (струей, движущейся со скоростью, близкой к скорости света), направленной на наблюдателя. Блазары представляют собой объекты с очень высокой энергией и считаются одним из самых мощных явлений во Вселенной. Исследование показало, что в PBC J2333.9-2343 струя резко изменила свое направление на угол до 90 градусов, перейдя от нахождения в плоскости неба, перпендикулярной нашему лучу зрения, к направлению прямо на нас.

Струя блазара состоит из элементарных заряженных частиц, таких как электроны или протоны, которые движутся со скоростями, близкими к скорости света. Они движутся по кругу вокруг сильного магнитного поля, вызывая излучение во всем электромагнитном спектре. В PBC J2333.9-2343 считается, что струя исходит из сверхмассивной черной дыры в ее центре или вблизи нее.

Когда струя направлена ​​в нашу сторону, излучение сильно усиливается и может легко превзойти излучение остальной части галактики. Это, в свою очередь, приводит к более сильным вспышкам высокой интенсивности, чем те, которые исходят от других радиогалактик, тем самым изменяя его категорию.

Ориентация джетов на нас определяет, как классифицируется галактика. Когда два джета указывают на плоскость неба, они классифицируются как радиогалактики, но если один из джетов указывает на нас, то АГЯ галактики называется блазаром. С джетами в плоскости неба и одним, направленным на нас, PBC J2333.9-2343 был реклассифицирован как радиогалактика с блазаром в центре.

Чтобы узнать больше об этой загадочной галактике, астрономам пришлось наблюдать за ней в широком диапазоне электромагнитного спектра. PBC J2333.9-2343 наблюдался с помощью радио-, оптических, инфракрасных, рентгеновских, ультрафиолетовых и гамма-телескопов. Данные были получены с немецкого 100-метрового радиотелескопа Эффельсберг в Институте радиоастрономии Макса Планка, 1,3-метрового оптического телескопа Йельского университета SMARTS и обсерватории Свифта имени Нила Герелса в штате Пенсильвания.

Затем команда сравнила свойства PBC J2333.9-2343 с большими выборками блазарных и неблазарных галактик, предоставленными проектом ALeRCE (автоматическое обучение для быстрой классификации событий) в Чили, с данными Zwicky Transient Facility (ZTF). и Система последнего оповещения о столкновении с землей астероида (ATLAS).

Используя данные наблюдений, команда пришла к выводу, что в этой галактике есть яркий блазар в центре с двумя лепестками во внешних областях джета. Наблюдаемые лепестки относятся к старым джетам и больше не питаются излучением ядра, поэтому эти лепестки являются реликтами прошлой радиоактивности. АГЯ больше не управляет лепестками, как в обычных радиогалактиках.

Команда пока не знает, что вызвало резкое изменение направления струй. Они предполагают, что это могло быть событие слияния с другой галактикой или любым другим относительно крупным объектом, или сильный всплеск активности в галактическом ядре после периода покоя.

Работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society